Главная » Прически » Возможно ли спасение в миру и зачем идти в монастырь? Вопросы священнику.

Возможно ли спасение в миру и зачем идти в монастырь? Вопросы священнику.

2010.04.17 | вопрос

Спасибо вам, матушка Александра, что тревожитесь за наши грешные души. Помогите и мне наставлением, как спастись в миру, в семье, где только ты веришь в Бога. Трудно в суете соблюдать заповеди Господа нашего. С уважением Владимир.

отвечает Александра

Суета суете рознь Живя в миру, мы с необходимостью подвержены суете: у нас есть общественные и семейные обязанности, и вообще мы окружены людьми и не можем не рассеиваться умом, встречаясь с ними. Но эта суета от нас не зависит, и Бог не спросит с нас за нее. А вот то, что мы и оставшееся свободное время употребляем на суету, это уже наша вина, и горько будет на Страшном суде осознать, что была возможность что-то приобрести для вечности, было время, а мы его погубили. Не помню - кто, в журнале "Знание-сила" привел статистические данные (вряд ли у нас этим занимались), что в почти каждой семье и в обществе в целом нет созвучия в вере. И это не случайно, ибо Сам Господь сказал: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10, 34). Поэтому нам приходится приложить всю свою веру, собрать все душевные и телесные силы, чтобы жить по заповедям Святого Евангелия. Церковь в своих Таинствах и молитвах дает нам благодатную силу, чтобы жить праведно. А если в чем-то и погрешим (что не дивно), вспомним слово Христа, что Он пришел спасти грешников. Смиримся, покаемся, причастимся и снова приступим к жизни по Евангелию. И так приходится жить не только слабовольным и маловерным, но и таким гигантам веры и Духа, как апостол Павел, сказавший про себя: «по вся дни начинаю», т. е. каждый день приходится все начинать сначала. И на этом пути покаянного жития Сам Бог утешает подвижников веры, как и обещал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). А пока – «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). Но это - на бумаге. В жизни все куда сложнее. Очень много зависит от Вашего характера, от Вашей мудрости в познании души ближнего, от возможного лидерства в семье (в наше время чаще женщина верховодит, впрочем, в этом мужчины сами виноваты, они не помышляют как-то изменить супругу: это слишком хлопотно. Легче промолчать, приняв с сожалением факт верховодства жены, либо - развестись. Нет для нас сейчас заповеди церковной: "Жена да убоится мужа своего" и что Семья - это Малая Церковь, это в некотором смысле - тайна. А глава этой Малой Церкви и Царь для всех членов семьи - муж! "Терпенье и труд все перетрут" - надо с терпением и пониманием относиться к духовному уровню близких, надо примером своим являть страх перед Богом (ибо бояться надо только Бога), надо быть терпеливым и смиренным, но стойко держаться своего свободного выбора: служить Богу. Очень трудный вопрос. Никакой пророк не принимается в своем отечестве (Лк. 4, 24), - сказал Господь. Подтверждение этому находится и в нашей действительности. Надо знать Вас лично и всех членов Вашей семьи, чтобы что-либо советовать Вам. Жизнь такая сложная штука, если нет в душе Бога. Да и наше атеистическое прошлое, его "догматы", таким тяжким грузом лежат на наших несовершенных душах. Подумайте: в школах еще никак не введут уроки Православия. Смешно, если не сказать - дико. Я часто слышу от людей среднего и старшего возраста: "Нас так учили..." А о молодежи современной и говорить не хочется... Запад, запад, запад... Во всех тяжких обстоятельствах мы должны мысленно обращаться к Богу. Если мы этого не хотим и впадаем в отчаяние, то виноваты мы сами, а не обстоятельства и не пославший их Бог, потому что всякий, кто смирится перед промыслом Божиим и с детской надеждой будет просить у Бога помощи, получит от Него сердечный мир. Простите за сумбурный ответ. Мир Вам и Божие благословение.

– Как может спастись христианин в современном мире ?

– Очень просто: "Иисус Христос вчера и сегодня, и во веки – Тот же" (Евр. 13:8). Надо на каждом месте, во всякое время стараться жить по Его заповедям. Если ошибся, нужно тут же каяться пред Богом, не ожидая, когда пойдешь на исповедь. Тем более что на исповеди можно забыть, что сделал дурного. Каяться надо тут же и не думать, что это чепуха или мелочь, не откладывать на потом. Ведь часто люди умирают быстро и внезапно. У одного знакомого был нарыв, потом заражение крови, и он умер. Вроде такая чепуха – нарыв, а нет, не так.

И самый страшный грех – тот, который мы совершаем осознанно. Поэтому жизнь в современном мире должна проходить так же, как всегда: в каждый момент времени мы должны жить по Евангелию, по Христу, а иначе не надо называться христианином, не надо обманывать себя.

– Нужно ли относиться к телевидению как сатанинскому произведению?

– Дело не в телевизоре, а в том, кто смотрит телевизор. По телевизору могут передавать что угодно. Если бы сейчас воскрес апостол Павел и ему предложили бы выступить по телевидению, то он бы согласился. И мы бы относились к телевизору хорошо. Телевизор есть только естественное звено в процессе научно-технического развития. Нужно не о телевизоре, а о человеке говорить. Зачем смотреть дрянь? Даже корова, когда она видит, что навстречу ей летит облако пыли, закрывает глаза. А человек, чем пакостнее вещи на экране показывают, тем их шире открывает.

– Я иеромонах, служу в приходском храме, хотелось бы опять попасть в монастырь или из-за трудностей оставаться в мир у?

– Этот вопрос не ко мне. Как может человек в галстуке давать советы людям духовным? Дело очень индивидуальное и личное. Я знаю, что сейчас очень непросто найти хорошего духовного руководителя. Раньше монастыри возникали вокруг человека. Вот, преподобный Сергий был, к нему и приходили, или шли к другим. К Нилу Столобенскому, Нилу Сорскому... Приходили к святому человеку, жить рядом с которым значило назидаться образом его жизни, его словом и делом. Сейчас ситуация изменилась, мы восстанавливаем монастырские строения, но монастыри – это не стены, храмы и подрясники. Монастыри – это подлинная духовная жизнь, отделенная от мирской суеты. Афон закрыт для женщин, потому что для мужских монастырей – это первое монашеское правило. А найдите сегодня хоть один монастырь на Руси, где это правило исполняется?

Архиерейский собор 2000 года постановил, чтобы в женские монастыри направлять только женатых священников или монахов престарелого возраста. И все же для окормления направляются монахи, которым нет и тридцати. Этим разрушается Церковь. Не по количеству монастырей и храмов меряется церковная жизнь. Измерять количеством, так католики в сто раз духовнее нас. Нужно измерять духовным устроением жизни. Где такое есть, я не знаю. Но если не будет монашества, то есть образа жизни, оградившего себя от мира, то не будет и Церкви. Вспомните, что Римская Церковь была первенствующей и самой чтимой из православных Церквей, а стала католической. Имя не спасет, спасет правильная жизнь, а для нее нужны условия; где они есть – смотрите сами.

– Читал, что слово "окаянный" нельзя часто повторять в молитве и тем наговаривать на свою душу, если не чувствуешь за собой греха тщеславия, ибо "береги и люби свою душу". Поясните.

– В молитвах не так часто встречается слово "окаянный", а уж если и встречается, то в смысле осознания своей греховности, своего недостоинства, своего окаянства. Ничего в этом худого нет. Как раз этим словом точно выражено то, что в каждом из нас есть. И дай Бог, чтобы мы это ощутили. Более того, кто в себе этого не ощущает, не может помолиться как следует. Если я не окаянный, если я лучший в мире, тогда о какой мольбе речь идет? Тогда можно проводить диалог с Господом под названием "молитва".

Я наблюдал подобное в протестантском храме, когда прихожанин сидит нога на ногу, кажется, что сейчас закурит, вот для него молитва – это "диалог с Богом". И, к сожалению, эта ужасная идея подчас проскальзывает и в наших "богословских" сочинениях.

Нужно в смысл слова вникнуть и почувствовать, что ты действительно окаянный пред Богом. Если я не могу ни одного дня провести по-человечески, то кто же я есть? В нас одни грехи, одно окаянство. Так что бояться этого слова совершенно нечего.

Теперь по поводу чувства тщеславия и наговаривания на себя. Покажите мне человека, в котором нет тщеславия, я бы ему туфлю поцеловал. Я не тщеславный до тех пор, пока я сплю, да и во сне еще могу что-нибудь увидеть. А так по малейшему поводу уже нос кверху. Недаром у Иоанна Лествичника есть великолепные слова, что только равноангельный может вынести без вреда для себя похвалу человеческую1. В какой мере мы тщеславимся, в такой мере мы обижаемся и раздражаемся, и страдаем. Потому что это одно и то же свойство нашей души. Не смешивайте разных вещей: одно дело – болезнь моей души под названием "тщеславие" и с другой стороны сам грех – деяние тщеславия. Вот сейчас, например, я не тщеславлюсь, потому что мне некогда, я думаю над вопросом о тщеславии, но оно же во мне сидит! Через минуту мне похвалы воздали и все – растаял от восторга. Грех и болезнь – это разные вещи: грех есть проявление болезни, и если в данный момент во мне нет этого проявления, то это не значит, что во мне нет тщеславия. Должен сказать, к великому сожалению, что все страсти в каждом из нас есть, все до одной, даже те, о которых мы и помыслить не можем, которые, если нам о них сказать, мы с негодованием отвергнем. Не надо забывать пример апостола Петра, который горячился: "Господи, умру с Тобой!", а как он поступил в жизни, от Кого отрекся! (Мф.26, 33)

Может, я не помню, когда потщеславился, но я прекрасно знаю, что во мне тщеславие есть, и поэтому всегда надо каяться, пока есть время.

– Скажите что-нибудь о безмолвии в миру.

– Да вы и так знаете. Надо поменьше болтать и побольше молиться. А если человек хоть немного ощутит, что такое молитва, то его потянет к ней, и он тогда даже будет убегать от пустых разговоров. Но для этого надо почувствовать, а чтобы почувствовать, надо упражняться. Безмолвие имеет разные ступени: есть безмолвие языка, а есть безмолвие ума. Если научимся безмолвствовать умом, тогда не будем болтать и языком, то есть не позволять своим мыслям бродить по всему свету и рассматривать бегемотов, кенгуру и прочую всякую тварь. Тогда, глядишь, и безмолвствовать научимся.

– В Русской Православной Церкви есть традиция обязательной исповеди перед причастием. В Греческой Церкви такой традиции нет. Как быть при нашей практике, когда у нас происходит не исповедь, а "отчет в грехах", когда батюшка торопит исповедника, потому что очередь большая, а внутренние грехи остаются при тебе?

– Таинства причащения и покаяния – это два разных таинства. Напрямую они между собою не связаны. Но это великое благо, что в Русской Церкви еще сохраняется эта связь, нераздельность этих двух таинств. Если только это в нашем народе прекратить, то я не знаю, что тогда начнется. Люди будут подходить к причастию, забыв, что такое благоговение. Готовясь к таинству, прихожане соблюдают пост однодневный. Некоторые налагают пост больший, но я, кстати, против такого для мирян: люди работают, и им один день подготовки снести так нелегко, как нам весь Великий пост. К исповеди человек готовится, кается и думает: "Я вижу, что мне будет уделено две минуты. Но я каюсь не священнику, а Богу. Господи, прими мое покаяние! Я грешен в том-то и том-то..." Надо перед Богом каяться внутренне так, словно Он вас слышит, и прямо говорить: "Господи, прости меня за то и за то..." И потом, когда я подхожу к священнику, я из-за недостатка времени скажу самое-самое, и этого будет достаточно. Священник – это не духовник. Духовнику я имею возможность открыть душу, но потребуется большее время. Исповедь – это нечто другое, и поэтому здесь надо каяться. В той же очереди во время ожидания нужно каяться перед Богом от всей души.

И, слава Богу, что у нас сохраняется практика нераздельности исповеди и причастия! Я наблюдал на Западе, на Кипре: православные люди встречаются, – они давно не виделись, поэтому сидят до часу, до двух ночи, с вином и орешками, идет совершенно мирская беседа. Утром, смотришь, на литургии – эти люди идут к причастию. Там, где нет благоговения, нет веры, не будет и никакой пользы, только опасность причастия во вред. Вспомните слова апостола Павла: "Тот, кто ест или пьет недостойно – суд себе ест. Оттого многие из вас болеют" (1 Кор. 11, 29)2... И что? Далее по-церковнославянски "спят довольне", то есть буквально – "умирают".

То есть неблагоговейный подход к причастию может привести к смерти. Поэтому хорошо, что перед причастием у нас обязательна исповедь.

– Греческие монахи курят и им не ставят это во грех, а для наших монахов и чай пить грешно. Отчего так?

– Снова обратимся к понятию греха. Грехом в христианстве считается все то, что вредит телу, душе или духу человека. Грешно объедаться, потому что это вредит организму. Грешно гневаться, даже и врачи скажут, что это вредно. Вот и курево никакой пользы человеку не приносит, приносит вред, следовательно, это грех. Мы можем только пожалеть, что в Греции курить разрешается, – идет процесс обмирщения. Скоро понятие греха исчезнет, и все, что угодно, будет считаться добродетелью.

– В энциклопедическом словаре современной русской цивилизации о владыке Иоанне (Снычеве) сказано, что его деятельность способствовала росту православного движения. Как Вы оцениваете деятельность владыки Иоанна? Кто сейчас является духовником и проповедником России?

– Мы, русские, не знаем ни в чем меры. Прав был Достоевский, когда говорил о русском: "Слишком широк человек, я бы его сузил"3. Уж если мы возьмемся хвалить – расступись земля, начнем ругать – сотрем в порошок. Что касается поклонников владыки, ну любите вы его и уважайте, да знайте меру, а то он уже стал духовником России, разве же так можно? Я его знал, он был, действительно, очень приятным человеком, искренним христианином, но очень невысоким по своим интеллектуальным данным. Написал книгу "Самодержавие духа", где перевернул всю историю, где Иван Грозный с его опричниной поставлен иже во святых, что непостижимо. Определенная группа людей пользуется его именем как тараном, чтобы выступать против иерархии Русской Православной Церкви, огромными тиражами выпускают газету, бесплатно рассылают ее повсюду. И это при том, что идет необъявленная, но самая настоящая война против России. Им очень нужно расколоть Русскую Церковь, им нужна гражданская война, на это брошены все силы.

Была такая газета "Русская мысль". На самом деле там ничего русского не было, газета была еврейская. Один коресспондент по фамилии Штаркман прямо написал, что Россия представляет величайшую угрозу безопасности США, поэтому основная задача в том, чтобы внедрить в России нерусские философии и религии, включая и католицизм как одну из мощных международных сил.

Тут не все сказано. Движения, которые прикрываются то именем одного митрополита, то – другого духовника, нужно оценивать по их плодам. Они приносят смуту и ничего доброго не дают душе человеческой. И я советую, не поддавайтесь вы их рекламе: "Духовник России", да и еще и с большой буквы.

Приведу пример. В Троице-Сергиевой Лавре, где находятся мощи одного из величайших святых Русской Церкви – преподобного Сергия, ни одна икона не мироточила и не мироточит, а где-нибудь в квартирах и церквях сотни и тысячи икон мироточат. Зайдите туда и вы сами замироточите. Почему? Советую об этом подумать.

– Что такое духовное сладострастие и как различить умиление духовное от душевного?

– Вот человек уже сыт и все же ищет, что бы ему еще съесть. На пирах Петрония4, например, в качестве десерта подавали на маленьких золотых тарелочках по два соловьиных язычка. Что они ощущали, не знаю, но гурманы тогда были высшей категории, они искали особых наслаждений. А что ищет тот, кто попал в водоворот, в пучину? Он кричит: "Спасите!" Священномученик Петр Дамаскин заметил: "Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных как песок морской"5.

Вы, наверное, замечали, что нас нельзя трогать ни с какой стороны: нельзя ругать – мы обижаемся; нельзя хвалить – начинаем тщеславиться; нельзя, чтобы было кому-то хорошо, – начинаем завидовать; нельзя садить за стол со вкусной пищей – мы объедаемся. Ни с одной стороны к человеку не подступиться, везде он в нарывах, и тем не менее, он чувствует себя точно по Горькому: "Человек – это звучит гордо".

Православие говорит о болезнях, которые сидят в человеке со всех сторон. И первым признаком начинающегося здоровья является способность увидеть эти нарывы. Если увижу – начну лечиться, а пока не увижу, буду другим говорить: "Сам лечись". В болезни человек не ищет духовных утешений, ищет исцеления, и так бывает рад, когда хотя бы на носу болячка прошла. Исцеление и приносит ему наслаждение: каждый, кто тяжело болел, это прекрасно понимает.

И совсем другое дело, когда пресыщенный ищет, где бы ему еще вилкой ковырнуть, когда неисцеленный ищет духовных наслаждений. Он, бедный, не видит, в каком состоянии болезни находится, его душа уже разлагается, а ему еще и наслаждения нужны. Это называется – духовное сладострастие: человек ищет "благодатных переживаний", "божественных откровений" и "духовных наслаждений".

Если Христос – Спаситель, то я – погибающий, а погибающий разве сладострастия ищет? Прокаженный ищет не наслаждений, а исцеления.

Поэтому тот, кто становится в христианской жизни на путь искания различных духовных дарований и переживаний, услаждения в молитве, тот стал на порочный путь. Этим путем, кстати, шли католические святые.

– В чем разница между радостью духовной и радостью душевной?

– Когда мы говорим о душевной радости, речь идет о нервно-психическом аспекте. А духовная – это радость благодатная.

Использованная литература

1. "Людям великим свойственно переносить обиды мужественно и с радостью, святым же и преподобным – выслушивать похвалу без вреда". [Лествица, 22:12]

2. (1 Кор. 11, 27-30) "Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает".

3. "...Иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом Содомским. Еще страшнее кто уже с идеалом Содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его, и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил. Черт знает, что такое даже, вот что! Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В Содоме ли красота? Верь, что в Содоме-то она и сидит для огромного большинства людей, знал ты эту тайну иль нет? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с богом борется, а поле битвы сердца людей...".

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. ПСС в тридцати томах, т. 14., – Л.: Наука, 1976, с. 100.

4. Книга Петрония Арбитра "Сатирикон" (I-II вв. н.э) Satiricon или satirarum – древний сатирический роман. Главный эпизод сохранившейся части романа – пир у Тримальхиона, богатого самодура из вольноотпущенников, не знающего, какую новую роскошь и чудачество придумать для своего безграничного чванства и удовольствия. Тут развертываются перед нами картины мытья в бане, домашней и обеденной обстановки, вульгарных увеселений, декламации стихотворных экспромтов, глупости и пошлости поведения хозяина, его покрытой золотом и драгоценностями, но скупой до скаредности жены, необыкновенно грубых супружеских пререканий в присутствии гостей.

5 Преподобный Петр Дамаскин. Творения. Книга первая. Необходимое и весьма полезное указание семи телесных деланий.

Алексей Осипов , профессор Московской духовной академии
Расшифровка лекций А.И. Осипова КЦ "Русская неделя"
Интернет-журнал "Русская неделя" – 15.11.2007.

Редакция портала «Православная Жизнь» встретилась с выдающимся швейцарским богословом и патрологом схиархимандритом Гавриилом (Бунге) в Киево-Печерской Лавре.

Отец Гавриил ответил на вопросы редакции об особенностях спасения в современном мире, кризисной ситуации в Украине, самом главном для христианина.

Помощь в переводе с итальянского осуществил настоятель храма в честь святого Амвросия Медиоланского города Милан архимандрит Амвросий (Макар).

Апостол Павел говорит: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

Полностью убежден, сегодня верить легче. Представьте только: на начальной стадии развития христианства существовала всего лишь маленькая группа верующих, которую все отовсюду гнали.

Как этим людям было сложно осознавать, что Христос - Господь. К тому же большинство евреев христианство отвергали. Вот это сложности.

А теперь, тысячи лет спустя, много верующих во Христа, большое облако свидетелей.

А какое огромное наследие! А сколько христианских мучеников, монахов, отшельников, благочестивых людей. Поражает и чудотворная сила мощей! Число свидетелей Христовых растет с каждым днем.

Мы также знаем, что при коммунистическом режиме в Советском Союзе насчитывался миллион верующих: сотни епископов, монахов, подвижников, мирян.
Несмотря на гонения, изгнания из общества, они не отреклись от своей веры.

Говорить о сложных временах - значит помнить о людях, которые смогли выстоять в вере, защитить ее при любых трудностях и лишениях. Смогли бы мы сегодня повторить их подвиг?

В Священном Писании сказано, что христианам легче оставаться христианами именно во времена войн и испытаний, нежели в мирные периоды стабильности и благополучия.

Когда люди наполняют свои чрева и живут одним днем - они непременно отвращаются от Господа.

Есть даже выражение: «Человек так живет, как будто Бога не существовало». При этом он не отрицает существование Господа, но действительно живет так, словно Творца никогда не было.

И нам придется за это отвечать.

В современном мире самое большое испытание для нас - служить или не служить Церкви, которая нам напоминает именно об этом.

Я всегда говорю, что верующий - это не мрачный тип, ожидающий конца света, апокалипсиса, а радующийся. Он оптимистично относится к жизни, миру, людям. Несмотря ни на что.

И вы, наверное, в Украине больше всех это чувствуете, ведь живете между войной и миром в нестабильное время и не знаете, что будет завтра.

Каждый осознает, что сегодняшний день может быть последним. Христианин - это тот, кто готов всегда встретиться с Господом.

Никто не знает, когда наступит последний день. Его ни одна наука не может математическим способом вычислить. Только Отец Небесный определяет это.

Конечно же, многое зависит и от нас. Христос напоминает, что последние дни будут очень трудными, что даже праведники будут сомневаться.

«Но когда Сын Человеческий придет, то найдет ли Он веру на земле?» (Лк. 18:8).

Поэтому мы должны жить в духе радости, не переживать о трудных временах, ведь Господь разрушает старое для того, чтобы построить новое.

«Не копите себе богатств на земле, где их портят моль и ржавчина и где воры могут обокрасть ваш дом. Копите лучше себе сокровища на небесах, где их не испортят ни моль, ни ржавчина и куда воры не смогут проникнуть и украсть. Ведь где твое богатство, там будет и твое сердце», - сказано в Священном Писании (Мф. 6:19-21).

Вот уже 4 года как я проживаю в Швеции. Совсем недавно меня выбрали председателем православного прихода на севере страны. Приход окормляется священником Отцом Александром, имеющим приход в Стокгольме от Московского Патриархата. Живу здесь одна. Прочитав письма о. Иоанна Крестьянкина о том, что есть 2 пути: монашеский и семейный, задумалась. Ведь ещё есть спасение в миру в одиночестве. Очень бы хотелось, что бы Господь послал мне православного любимого мужа. Такого человека здесь встретить трудно. Молюсь и не теряю надежды. Напишите мне пожалуйста возможно ли спасение при жизни в миру одной?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Бог хочет «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2: 4). Для этого нужна правая вера и решимость исполнить все Божественные заповеди. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин.10:9). Господь указывает путь и не ограничивает дело спасения только тем кругом людей, которые имеют семью. «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин.6: 47). Когда святые отцы говорят о необходимости построить семью или принять монашество, они указывают наиболее благоприятные возможности противостоять плотским икушениям: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2). Св. апостол не устанавливает закон для всех, а дает пастырский совет. Тот же апостол незамужним христианкам Коринфа советует воздерживаться от брака: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться <...> Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (1 Кор. 7: 8 - 9, 36 - 38). Это написано, когда еще не зародилось монашество. Значит многие коринфские девицы спасались, не будучи замужем. По толклванию некоторых экзегетов, апостол советовал воздерживаться от брака в предвидении предстоящих гонений. Несемейным легче было выдержать эти тяжелые испытания.

Благое желание - построить христианскую семью. Надо молиться об этом. Вместе с тем не унывать, а укрепляться примерами благочестивых жен, которые угождали Богу, и не имея семьи. Нужно помнить, что во все времена были девы, которым по разным причинам не удавалось выйти замуж. Часто были войны, и многие жены становились молодыми вдовами. В библейские времена второй брак был редкоcтью. Он не одобрялся.Исключение составляkи так называемые левиратные (евр. левир - деверь) браки (Вт. 25:5-10). Это видно из того, что по закону Моисея первосвященнику запрещено было жениться на разведенной или вдове (Лев. 21:14). И у других народов единобрачие рассматривалось как добродетель. У римлян почетом пользовались вдовы, не вышедшие вторично замуж. Иногда это указывалось даже на надгробиях: uninupta (одномужница). Пророчица Анна прожила в браке с мужем только семь лет (Лук. 2:36), а потом до глубокой старости угождала Богу и стала святой. И в христианские времена во всех поколениях мы встречаем назидательные примеры людей, не имевших семьи.

Благодарите Господа, что сподобил Вас посвятить свои силы церковному приходу. Труд этот спасительный. Нужно, чтобы община ваша жила по началам христианской любви. Чтобы люди чувствовали в ней тепло, которого так не достает в этом мире. Все мы призваны к тому, чтобы, «отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:12).

Как совместить земное и небесное? Как спастись в миру? И возможно ли это? Знаю, говорят:"не все в монастыре спасутся, и не все в миру погибнут", но как спастись там, где вокруг соблазн, как устоять? Когда и в семье самые близкие тебе люди - не спобствуют и, чтобы сохранить семейный мир, приходится смириться и подчиниться желаниям мужа, которые бывают и в не совпадают с тебованиями Церкви? Каждый день думаю об этом, напоминаю себе о смирении, о любви, но, по словам Апостола, то, что нехорошо, не хочу, а делаю, а правильное хочу, но не делаю. Знаю, что, как бы ни было плохо на душе, нельзя предаваться унынию, и надо бороться с собой всегда, но иногда так бывает горько, осознаешь себя таким последним грешником, что, кажется, нет мне никакой надежды на спасение. Хотя где-то в глубине души и помнятся слова, что все могут спастись, а также о грехе уныния. Такая брань душевная всегда будет? И как мирянину, с Божией помощью, победить в ней? Как бороться?


18.08.2005, Татиана


Уважаемая Татиана!

Христианство целых 300 лет после Воскресения и Вознесения Христа на небо развивалось в среде языческих культов, враждебно настроенных к верующим во Христа. Эта вражда выливалась в публичные мучения христиан на площадях и аренах цирков и разделяла многие семьи. Пример этому – св. вмц. Варвара, пострадавшая за Христа в 306 г. Она была единственной дочерью знатного и богатого язычника Диоскора, который любил ее, лелея и храня «яко зеницу ока». Но, несмотря на это, когда Варвара уверовала во Христа и стала христианкой, ее отец воспылал безумной ненавистью и злобой, и в припадке ярости хотел поразить ее мечем. Но Господь спас Свою верную рабу (см. Житие вмц. Варвары 4/17 декабря).

То же самое происходит и ныне почти в каждой семье и в обществе в целом. И это не случайно, ибо Сам Господь сказал: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10, 34). Поэтому нам приходится приложить всю свою веру, собрать все душевные и телесные силы, чтобы жить по заповедям Святого Евангелия. Церковь в своих Таинствах и молитвах дает нам благодатную силу, чтобы жить праведно. А если в чем-то и погрешим (что не дивно), вспомним слово Христа, что Он пришел спасти грешников. Смиримся, покаемся, причастимся и снова приступим к жизни по Евангелию. И так приходится жить не только слабовольным и маловерным, но и таким гигантам веры и Духа, как апостол Павел, сказавший про себя: «по вся дни начинаю», т. е. каждый день приходится все начинать сначала. И на этом пути покаянного жития Сам Бог утешает подвижников веры, как и обещал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). А пока – «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19).



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта