Главная » Прически » Тренировочные упражнения на внимание. Как развить внимание

Тренировочные упражнения на внимание. Как развить внимание

Внимательность - это способность человека сосредоточить свое внимание на каком либо объекте. Человек, не способный сконцентрировать свое внимание на актуальном на данный момент предмете, не может эффективно решать стоящие перед ним задачи. Если вы от природы рассеяны, постарайтесь избавиться от этого досадного недостатка, и вы увидите что вся ваша жизнь измениться в лучшую сторону.

Внимательность - понятие совокупное, она напрямую связана с такими качествами, как самодисциплина, усидчивость, память, наблюдательность и способность к концентрации. Именно эти качества и следует в первую очередь развивать у себя для того, чтобы стать внимательным человеком.

Как развить внимательность у взрослого человека

Выработать и развить у себя внимательность не так уж и сложно. Для этого надо ежедневно тренировать свою волю, память и усидчивость, знать некоторые методики повышения внимательности и действовать в соответствии с ними.

  • Старайтесь обязательно доводить до конца все свои начинания, невзирая на возникающие в процессе работы, непредвиденные сложности. Заставьте себя качественно выполнять даже ту работу, которая вам совершенно не нравится. Приоритетным в вашем лексиконе должно стать словосочетание «я должен», а не «мне хочется». Помните, что принудить себя сконцентрировать свое внимание на очень важном на данный момент, но не интересном ему предмете может только человек с сильной волей.
  • Всегда сразу тщательно проверяйте все написанное или сделанное - учитесь сами замечать свои ошибки, не дожидаясь, пока вам на них укажут другие люди.
  • Если вы чувствуете, что никак не можете сконцентрировать свое внимание на выполняемой работе, не бросайте дело на полпути. Постарайтесь придумать себе дополнительную положительную мотивацию, например: как только закончу статью - посмотрю интересный фильм. Если же и это не помогает, отвлекитесь на время и сделайте маленький перерыв.
  • В том случае, когда вы от природы рассеяны, вам трудно сосредоточиться на предмете своей работы. Для того чтобы сузить круг факторов, отвлекающих ваше внимание, отключите внешние раздражители: телевизор, проигрыватель, скайп, а по возможности и телефон.
  • Для того чтобы не краснеть перед другими людьми из-за невыполненных обещаний, заведите себе блокнот, в который записывайте все предстоящие вам дела.
  • Играйте в игры на внимательность. Такие, казалось бы, детские игры отлично тренируют память и обостряют внимание. К их числу относятся всевозможные парные картинки, на которых нужно найти отличия, компьютерные квесты, основанные на поиске спрятанных предметов, игры - лабиринты, пазлы и многие другие, не менее интересные представители жанра логических игр и головоломок.
  • Еще один хороший способ тренировки внимательности состоит в следующем упражнении. Разложите на столе десять мелких разных предметов, посмотрите на них в течение минуты и постарайтесь их запомнить. После этого отвернитесь и попросите помощника убрать со стола один из предметов. Теперь опять повернитесь к столу, включите свою зрительную память, сосредоточьтесь и постарайтесь понять, какой именно предмет был убран. Развлекайтесь подобным образом как можно чаще, увеличивайте количество предметов - это обязательно пойдет вам на пользу, так как такие упражнения способствуют развитию памяти и наблюдательности.

Как развить внимательность у ребенка

Маленькие дети по своей природе не способны длительное время концентрировать внимание на одном предмете - они быстро устают и переключают свой интерес на новые объекты. Помимо того, малышам свойственна повышенная двигательная активность - они просто физически не могут долго сидеть на одном месте и выполнять одну и ту же порученную им работу. Поэтому внимательность у детей следует тренировать в игровой форме - это позволяет как можно дольше поддерживать их интерес к таким занятиям. К играм, направленным на развитие внимательности, в частности относятся:

  • Игры на поиск парных предметов. Ребенку дают четное число картинок. На двух из них нарисованы животные, например, кошка и собачка, на двух - цветы: роза и ромашка, еще на двух - транспортные средства: автомобиль и самолет. Перед малышом ставится задача разложить картинки по парам и объяснить свое решение.
  • Игры по воспроизведению последовательности в ряду. Рассадите на диване в ряд пять-шесть кукол и плюшевых зверюшек, попросите ребенка запомнить, в каком порядке они сидели, и после этого перемешайте игрушки Задача ребенка - снова рассадить всех в том же самом порядке.
  • Игры на поиск несоответствия. Например, нужно сказать, что вы садовник, а малыш - ваш помощник, и вы вместе будете выбирать растения для своего сада. Далее вы начинаете перечислять названия растений и спрашивать у ребенка, подходят ли они вам: «Роза?» - малыш говорит: «Да!», «Яблоня?» - «Да!», и т. д. В какой-то момент нужно сказать: «Корова?» - ребенок должен заметить несоответствие и ответить «Нет!».

Помимо этих развивающих игр, которые мы привели здесь для примера, есть еще и масса других, не менее полезных забав: те же парные картинки, игры из серии «Так бывает или не бывает», игры в сыщика (поиск спрятанных предметов и поиск предметов и людей по их описанию) и т. д., и т. п.

В наше скоростное время трудно сосредоточиться на чем-то конкретном. Наше внимание размывается, мы не успеваем запомнить самые элементарные вещи. Вокруг все бурлит, «варится», повсюду суета, шум, гам. Конечно, не удивительно, что нам приходится трудно. Не получается сохранить в памяти важные вещи и сосредоточиться на чем-то определенном. О том, как развить внимание, нас учат на различных площадках, предлагают тесты, игры, головоломки и т.д. Но давайте попробуем воспользоваться новым способом и выясним, как развить внимание, и от чего оно зависит.

Что такое внимание

В детские годы мы полагаем, что все что ощущаем, то можно взять руками. То же самое полагали и с мыслями, памятью, вниманием. Для нас это было что-то определенное, вроде мышцы, и если она не совсем развита, значит и внимание плохое. Но, к сожалению, это не так. Иначе мы бы смогли её заменить на другую мышцу и жить себе припеваючи. На самом деле, все наши умственные способности – это результат деятельности клеток мозга, нейронов, нейромедиаторов.

Если говорить научным языком, то внимание – это направленность нашего же сознания, сосредоточения на определенных вещах, предметах, стимулах. Проще – наш мозг принимает из окружающего мира различные сигналы, некоторые из них оставляет, другие фильтрует. Их состояние зависит от различных факторов.

Проблема с умственными данными может быть врожденной. Здесь сложно что-либо вообще исправить, малоумие зачастую является причиной плохого внимания. Это две связанные между собой вещи. Но если это не является генетическим, врожденным дефектом, то можно прекрасно развивать способность концентрировать внимание на важных вещах. А второстепенные откладывать на второй план. И не будет проблемой сфокусироваться на главном даже в те моменты, когда сильно нервничаете, переживаете. Ведь та самая мышца внимания будет натренирована благодаря нашим же действиям.

Зачем нам нужно развивать внимание

Мы обладаем различными явлениями психики, но внимание является особенным видом. Нельзя данное свойство отделять от других, все взаимосвязано. Выделяя благодаря вниманию из многообразия разные впечатления, мы улучшаем свою память, способность мыслить. Если мы невнимательны, то можем с большим успехом разрушить любое дело, даже простое. Это легко отметить в случае с ребенком. Когда его памятью и вниманием занимаются, то он тут же показывает лучшие результаты.

Что касается взрослых, то проблемы с памятью и вниманием мешают устроиться на работу, закончить вуз. К примеру, одна моя знакомая хотела получить высокооплачиваемую должность, но условия приема были современными и требовательными. Необходимо было пройти тест на уровень IQ, чего ей не удалось. А причиной тому – плохая память и внимание. Когда она пожаловалась мне, мы решили еще раз пройти проверку самостоятельно. И что удивительно, ответила на все вопросы без проблем.

Получается, ей что-то мешало сконцентрировать свое внимание. При поступлении на работу она нервничала, переживала и не смогла, что говорится, взять себя «в руки». И это, к сожалению, входит в норму. В состоянии стресса мы не способны выполнять элементарные задачи. Но если бы вовремя знать, что есть возможность улучшить свое внимание, то большинство получило бы хорошую работу и зарплату. Чтобы начать работу, необходимо изучить вопрос глубже.


Виды внимания

Внимание бывает разным: произвольным, непроизвольным и послепроизвольным.

  1. Произвольное зависит от воли каждого из нас. К примеру, мы можем себя заставить делать домашнее задание, несмотря на внешние помехи.
  2. Непроизвольное возникает вне зависимости от нашего желания на новые факторы, сила которых затмевает другие моменты.
  3. Послепроизвольное сложено из двух составных: изначально внимания нет, но затем, когда у него возникает интерес, внимание переходит в произвольную стадию.

В своей жизни в каждом из нас в обязательном порядке присутствуют все три вида внимания. Например, школьные уроки вызывают у детей скуку, произвольное внимание, что становится причиной раздражения. Чтобы активировать ребенка, учителям приходиться применять различные методы, вызывающий интерес к учебе. И у него возникает непроизвольное внимание, улучшаются показатели по предметам.

Чтобы получить максимальный эффект от своей деятельности в любых сферах следует сочетать все три вида внимания. К примеру, чтобы ребенок сделал домашнее задание, следует его заинтересовать. У него возникает непроизвольное внимание, а при проверке произвольное. И чтобы он отдыхал, родителям следует давать ему передышку, позволять отдыхать.

Свойства нашего внимания

К их числу относится чувство устойчивости, при котором мы можем сохранять, удерживать наше внимание. Данный момент зависит от различных факторов: нашего возраста, мотивации, общего состояния организма. К примеру, если ученик при выполнении домашнего задания то и дело отвлекается, откладывает выполнение, у него неустойчивое внимание. А при концентрации своего внимания человек сосредотачивается на конкретных вещах.

Также мы способны переключать свое внимание – то есть с одного предмета, явления на другой. Благодаря этому, мы можем совмещать различные задачи. К примеру, многие из нас легко справляются с мытьем посуды, и тут же разговаривать по телефону. Может сбежать молоко, и мы переключаемся на этот процесс.

Так происходит распределение внимания, которое зависит от того, как человеку удается переключаться с одного на другое. У каждого из нас есть свой объем внимания, в котором мы содержим определенное количество информации. Согласно исследованиям ученых, в определенный момент мы можем быть внимательны одновременно к 7 предметам. Это можно легко проверить. После общения с каким-то человеком постарайтесь вспомнить, каковы черты его лица. Вы вспомните примерно 7 признаков.

В каких условиях развивается внимание

На уроках истории нам рассказывали о потрясающих способностях внимания таких правителей, как Цезарь, Марк Аврелий. Они могли делать разные дела одновременно: говорить, читать, отвечать, давать указания своим слугам и т.д. Знаменитый специалист по психологии Полан читал стихи и тут же создавал новые, что повергало зрителей в шок.

То же самое и психолог Горный, выполнявший 10 действий одновременно. Но нельзя сказать, что эти люди родились с колоссальными способностями. Да, у них действительно был врожденный талант, но до такого состояния они его развили, работали над своим вниманием и памятью. Можем ли мы совершить то же самое, есть ли проверенные способы развития внимания? Да, и мы предлагаем их внимательно изучить.


Способы концентрации внимания

  • Не отказывайтесь от мыслей

Если что-то происходит в мыслях, не отбрасывайте их, пусть они перевариваются. Представьте себе утро своего дня.
Вы встали, выпили кофейку, приняли душ, а потом решили почитать. Оно идет легко, вы буквально поглощаете написанное.

Или второй вариант: сначала после утренних мероприятий посидели за компьютером, написали статью, прочитали массу новостей, а потом сели за книгу. В данной ситуации книжку читать будет намного сложнее, и информация, поданная в ней, плохо усваивается. Все просто, в «чистую» голову она идет лучше, чем в загруженную.

Именно по этой причине люди учатся и работают с утреннего времени, а не после обеда. Школу навещают с утра, институт, работу тоже. Есть место для информации, и люди познают новое легче. Также, после сна, человек набирается сил, и способен концентрировать внимание. Но если мы перебиваем поток информации другими вещами, она не успевает откладываться. И те, что остались необработанными, то и дело не оставляют нас в покое.

Важно: не стоит выполнять сложные процессы, требующие концентрации внимания сразу друг за другом. Давайте передышку организму и мозгу, хотя бы 20-30 минут.

Для чего нужно развивать внимание? Разве нельзя без этого спокойно прожить? Этот вопрос задается нередко теми, кто несерьезно относится к плохому состоянию памяти и концентрации. Если не заняться этим вопросом, то человека ожидают неудачи. Он не будет способен нормально выполнять свои обязательства, помнить задачи, ездить на автомобиле, готовить еду. Короче говоря, процесс внимательности сопровождает нас во всех сферах жизни.

  • Развивайте свое внимание

Включите силу воли – она есть у каждого из нас. Чтобы развиваться, применяйте все проверенные методы – разгадывайте ребусы, головоломки, отвечайте на кроссворды, пройдите разнообразные тесты на IQ. Но самый главный способ – это выполнять работу с полной концентрацией на ней своего внимания.

И если в ходе процесса возникают внешние раздражители – избавьтесь от них и сосредоточьтесь на деле. Проверьте способ на простом деле – на мытье посуды. Внимательно рассматривайте узоры на тарелке, следите за потоком воды, движениями своих рук. Ведите себя так, как будто находитесь в операционной и делаете человеку операцию. Уж в этом-то процессе внимание должно быть колоссальным.

Чтобы не терять внимательность, необходимо следовать простым правилам.


  • Учитесь расслабляться

Для удержания внимания на чем-то конкретном, необходимо уметь расслабляться, не напрягать тело, ум. Следует также устранить сильные эмоции, мешающие концентрации. Но если вы полагаете, что это легко, то ошибаетесь. Как раз в тот момент, когда хочется сосредоточиться, человек напрягается, боясь, что у него ничего не получится. Так что давайте учиться вместе.

Если вы ощущаете, что напряжение не дает взяться за работу, остановите процесс труда. Отодвиньтесь от рабочего стола, откиньте голову на спинку кресла и сделайте до 10 глубоких вдохов и выдохов. При этом также нужно фокусироваться на своем дыхании, что приведет к полному успокоению и расслаблению.

  • Не торопитесь

Будете спешить и в моменты напряжения все равно пытаться работать – ничего не получится. Не бойтесь и отвлекитесь, потом нагоните. Ваши 10 минут расслабления и отдыха пойдут на пользу, а откажетесь от снятия напряжения – работа все равно не заладится.

  • Держите тело в тонусе

Говорить о концентрации внимания без нормального режима и образа жизни невозможно. , алкоголь, курение, и тем более употребление наркотиков никогда не позволит вам сконцентрировать внимание на чем-то конкретном, добросовестно выполнять свои задачи. Укрепляйте здоровье, пейте больше чистой воды, гуляйте на свежем воздухе.

  • Здоровое питание

Не нужно отмахиваться от данного момента. Вредная еда: жирная, копченая, сладкая, солена, фаст-фуды, энергетические напитки, сладкие газировки нарушают пищеварение. Отсюда общее ухудшение состояния здоровья, метаболизма, обменных процессов. Само собой, все это сказывается и на головном мозге, точнее на работе клеток, нейронов. Разрыв их связи и является источником потери памяти, внимания.

  • Устраните раздражающие факторы

Мы не можем полностью сосредоточиться на чем-то важном, если присутствуют посторонние шумы. Если они вам мешают – уберите его. Из окна слышен рев соседского мотоцикла – закройте окно, громко работает телевизор в соседней комнате – закройте двери, попросите, чтобы сделали потише.

Совет – как научится не отвлекаться? Все очень просто. Подумайте, насколько для вас важен процесс, на который вам нужно обратить максимальное внимание. Осознав значимость, вы со временем научитесь не слышать, не видеть и не чувствовать посторонних раздражителей. А если и отвлеклись – возвращайтесь к прерванной точке или начните сначала. Кстати, последнее заставит человека забыть о внешних факторах. К примеру, вы писали статью и тут стали возникать отвлекающие мысли. Порой, легче встать и сделать то, что вам не дает работать. Потом, со спокойной душой, можете продолжать писать свою статью.

Когда наше внимание нарушается

Если у вас периодически есть проблемы со вниманием – не переживайте, это свойственно всем нормальным людям. Мы хотим охватить все, что происходит в нас и вокруг, и вполне естественно, что не всегда это получается. К тому же, такие факторы, как , усталость, длительное перенапряжение могут быть помехой для концентрации наших мыслей. Но они длятся недолго, занимают непродолжительное время. Если они протекают дольше, то налицо определенный тип расстройства:

  1. Рассеянность. При слабой концентрации, происходит непроизвольное, легкое переключение человеческого внимания. Такое чаще встречается у дошколят, учеников младших классов. В их голове все что угодно, только не главное.
  2. Рассеянность ученых. Ученые мужи концентрируют, как правило, свое внимание на чем-то конкретном, своем учении, науке. Они не способны быстро переключаться на другие вещи.
  3. Рассеянность возрастная. Этим недугом страдают старики, они забывают все, не способны концентрировать внимание на конкретных позициях. Причиной являются возрастные заболевания, проблемы с памятью, мозговой активностью.
  4. Объем внимания снижен из-за других, значимых факторов, событий. Люди в момент горя или большого счастья могут быть рассеянными, невнимательными.
  5. Усталость внимания – возникает из-за истощения концентрации при длительной работе над конкретным заданием.

Если присутствуют заболевания головного мозга, то у человека могут развиться серьезные проблемы с концентрацией внимания и другие, более сложные заболевания.

Упражнения для улучшения внимательности

Многие специалисты предлагают отличные упражнения, благодаря которым можно развить свою внимательность. Мы же предлагаем самые лучшие из них. Начнем с гимнастики Вуджека Тома, для которой нужно выделить немало времени.

  1. Перед собой положите часы и на протяжении двух минут отслеживайте ход стрелки. Концентрация внимания должна быть на секундной стрелочке. Что-то помешало, и вы отвлеклись, вернитесь на исходную позицию и повторите упражнение вновь.
  2. Второй шаг – то же самое, но при включенном телевизоре. Выбирайте интересную для себя передачу и полностью концентрируйте внимание на секундной стрелке. Отвлеклись на передачу, кино – начните сначала.
  3. Третий, более сложный вариант – следить за секундной стрелкой и в уме вести счет четных чисел. Сбились – начните сначала и продолжайте две минуты.

Эти простые на первый взгляд, но сложные упражнения нужно повторять каждый день в сводные минуты и в полном уединении.

Также существует ряд упражнений, при которых необходимо концентрировать свое внимание на новых предметах. Это второй вариант – запоминаем обстановку. Если в комнате кто-то есть, шумят, галдят – ничего не получится, процесс требует полной тишины. Затем, нужно полностью описать их признаки. Обычно, как мы уже знаем, люди вспоминают до 7 моментов. Специалисты по психологии просят описывать не только крупные, но и мелкие подробности.

Например, войдите в новое помещение, комнату и на протяжении одной минуты внимательно осмотрите её. Постарайтесь запомнить как можно больше. Затем, выйдите из нее и опишите на чистом листке бумаги все то, что вы помните.

Следующий шаг – превратите процесс в игру. Попросите друга при вашем выходе из комнаты что-то переставить местами. Вернитесь и подумайте, что не стоит на своем месте. Это может быть как предмет мебели, так и что-то из его же одежды. То есть, вам придется переключать внимание и порыться в анналах своей памяти. Это отличное упражнение, помогающее концентрировать и развивать свое внимание.

Самый доступный способ развивать память и внимание – рукоделие. Вяжите, вышивайте. Кропотливая работа, требующая концентрации нашего внимания также отлично сказывается на деятельности мозга, ведь задействована мелкая моторика. Обратите внимание, какие старушки лучше соображают: те, что сидят «сложа руки» или те, кто то и дело что-то вяжет, вышивает.

Упражнения для развития внимания детей отражены в разгадках типа: «Найди 5 отличий». Сначала малышам дают простенькие задачки, затем количество отличий в картинках увеличивается. Потом уже нужно отличать цвета, мелкие детали.

Следующий способ помочь ребенку – после посещения определенного места, например, цирка, зоопарка, попросить его нарисовать то, что он видел.

Положите перед своим чадом несколько предметов, например, выложите в ряд яблоко, грушу, сливу, персик, виноград. Пусть он внимательно посмотрит на эти предметы, закроет глаза, а вы уберете что-то из них. Открыв глаза, он должен показать, чего не хватает во фруктовом ряду.

Развитие памяти и внимательности у ребенка станет залогом его успешности в учебе. А значит, сформируется отличная площадка для перспективного будущего.


Как поддерживать развитое внимание

Мало развивать свою внимательность, если её не поддерживать, то очень скоро ваше умение сосредотачиваться иссякнет. Необходимо создать благоприятную атмосферу для того, чтобы не возникло проблем.

  1. Не перенасыщайтесь информацией. Память не безгранична, и получив новую дозу новостей, она отодвигает в сторону важные моменты. Отдыхайте, не перескакивайте от одного к другому. Изучайте все тщательно, детально, не упускайте мелкие моменты.
  2. Концентрируйте свое внимание на том, чем занимаетесь. Не отвлекайтесь, а если что-то и стало помехой, вернитесь к главному процессу заново. Распыление на всякие мелочи является нашей главной ошибкой, мешающей качеству жизни каждого человека.

К примеру, мы не можем избавиться от пагубных привычек, потому что не концентрируем на них свое внимание. Хотите бросить курить – думайте об этом и в процессе курения, размышляйте, как дым попадает в ваши легкие и уничтожает все живое. Так вы удержитесь за свою цель и сделаете решительный шаг. И не вздумайте переключаться на мысли типа: «другие тоже курят, и ничего!», «Я брошу курить после выходных!» и т.д. То есть, концентрация мыслей и внимания не позволяет нам отвлекаться на «отмазки» и идти к своей цели до конца.

В этом большую роль играют такие качества, как самоконтроль, сила воли. Сами понимаете, между ними тесная связь. Если не будет силы воли, самодисциплины, то мы не сможем сосредотачиваться на конкретном, будем расхлябанными, рассеянными. Необходимо концентрироваться, что позволит осознавать свои цели и желания, и добиваться результатов. А это значит, что внимательность нужно воспитывать с детских лет, развивать её и будущее ребенка будет более чем успешным.

Очень часто родители учеников младших классов сталкиваются с необходимостью развивать внимательность у своего ребенка. Ведь успешного обучения без этого не получится. Ребенку 7-8 лет в силу возрастных особенностей еще тяжело долго концентрировать свое внимание. Однако ученики, которые уже справляются с этим, гораздо быстрее и легче решают, поставленные учителем, задачи. В развитии внимательности могут помочь особые игры и интересные упражнения.


Каким бывает внимание?

Принято выделять три типа внимания:

  1. Непроизвольное – появляется неожиданно, само по себе. Это ответ на яркое, броское, издающее много шума, вызывающее интерес, но быстро пропадает, как только предмет становится обычным. Такой тип внимания преобладает у детей до 7 лет.
  2. Произвольное внимание – кроха учится контролировать себя, делая уже не то, что интересно ему в данный момент, а то, что необходимо. Он учится сосредотачиваться на поставленной перед ним задаче. В период начала обучения в школе произвольное внимание начинает развиваться.
  3. Послепроизвольное внимание появляется, когда малыш уже увлекся выполнением задания и ему не нужно никаких усилий для сосредоточения на нем.

Также внимание подразделяют на зрительное, слуховое и моторно-двигательное.

Для развития каждого из этих типов можно подобрать соответствующие игры и упражнения.


Особенности проведения занятий

  • Выбирайте подходящее время. Не стоит отвлекать малыша, если он чем-либо увлечен. Лучше подождать пока он закончит свою деятельность.
  • Попросите домочадцев не беспокоить вас и кроху во время занятия.
  • Пусть ребенок перед началом занятия выполнит первостепенные нужды: попьет, сходит в туалет, уберет игрушки.
  • Применяйте нестандартные способы для того, чтобы увлечь кроху. Лучше если они будут сопровождаться большим количеством положительных эмоций с вашей стороны. Упражнения должны быть интересными, понятными и доступными.
  • Начинайте с пошаговых инструкций к выполнению. Следите за тем, чтобы ребенок до конца выполнял каждый пункт задания.
  • Контролируйте свои эмоции. Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере. Не стоит критиковать ребенка, ругать, повышать на него голос. Поощряйте, хвалите, улыбайтесь, говорите ласковые слова, оказывайте необходимую помощь, если требуется.
  • Все психические функции взаимосвязаны между собой. Чем лучше у ребенка будет развита речь и память, тем легче ему будет концентрироваться на чем-либо. Поэтому необходимо позаботиться не только о развитии внимательности малыша, но и о его общем интеллектуальном развитии – тренировать память , развивать речь.
  • Очень важна систематичность и регулярность занятий. Занятиями «раз от разу» вы вряд ли сможете добиться успехов.



Полезные игры и упражнения

Для повышение концентрации внимания.

Корректурная проба

Предложите ребенку лист бумаги с напечатанным на нем текстом. Шрифт должен быть крупный. Попросите малыша найти в тексте как можно больше одной и той же буквы (к примеру, буквы «а») и зачеркнуть ее карандашом. Задание выполняется на время. Ребенок 7-8 лет за 5 минут должен успеть просмотреть 350-400 знаков и должен допускать не более 10 ошибок. Родитель при этом должен контролировать кроху, наблюдая за тем, чтобы он осуществлял поиск строго по строчкам. Занятиям необходимо посвящать 7-10 минут каждый день. Постепенно его можно делать сложнее, увеличивая количество букв до 5.


Зашифрованное письмо

Малышу предлагается лист бумаги с набором букв русского алфавита. Среди них необходимо найти слова.


ИПАОДРОТПМАМАНГШГЩЛДПСВАЩЛРПАКЕТЫКПЬООПСРКЫУЦЫЛОЮТВЫЕГЛАЗАШИАНИСВЖСФУТОРАКРЛОЖКАТМВСВРОДШВЫВЧСМИЬЮЮДМОЛОКОНУКЦЙАЬЬИМВНЛШДСВРОДЖДЖВ

  • Лабиринты разных уровней сложности.


  • Графические диктанты – рисунки по клеточкам.

Моторно-двигательную внимательность и умение переключаться развивают следующие игры.


Игра «Съедобное-несъедобное»

Задача ведущего – кидать мяч игрокам называя при этом слова. Если ведущий назвал съедобный предмет, то игроку необходимо мяч поймать, если же несъедобный – мяч отталкивается.


Пианино

Игроки усаживаются рядом друг с другом и кладут руки на колени соседей справа и слева. Нужно поочередно хлопать ладонями в заданном темпе. Первый и последний игроки хлопают по колену дважды, и игра продолжается в обратном порядке. Игрок, который пропустил свой хлопок или сбился с темпа, выбывает из игры.


Запретное движение

В начале игры все игроки договариваются о каком-либо движении, которое будет запретным, т. е. повторять его нельзя. Далее ведущий в быстром темпе показывает игрокам различные движения, которые они должны за ним повторить. Игрок, который повторил запретное движение – становится ведущим.


Игра «Пол-нос-потолок»

Попросите ребенка показывать то, что вы называете. Называйте и показывайте вместе с ним. Когда малыш начнет с легкостью справляться с заданием в быстром темпе, усложните его. Теперь вы можете называть одно, а показывать другое. Он должен показывать только то, что вы говорите.

Для слуховой внимательности:


Найди пару

Необходимо взять четное количество одинаковых непрозрачных бутылочек. Наполните их парами разным содержимым. К примеру, две бутылочки – песком, еще две – мелкими камнями, еще две – рисом, следующие можно наполнить монетками, различными крупами – горох, фасоль, манка, веточками, шелестящими обертками от конфет. Вариантов можно придумать множество. Возьмите себе по одной бутылочке с каждым наполнителем, а вторые отдайте крохе. Потрясите одну из ваших бутылок, малыш должен внимательно послушать звук, который она издает. Теперь попросите ребенка среди своих бутылочек найти пару по звуку вашей.

Маленьким детям можно предложить найти одинаковые рукавички.


Прохлопывания

Попросите кроху прохлопать за вами предложенный ритм. Постепенно усложняйте задачу.


Угадай звучащий предмет

Продемонстрируйте ребенку звучание различных предметов. Это могут быть деревянные ложки, погремушки, различные музыкальные инструменты. А теперь попросите его отвернуться и отгадать, что звучит.

Зрительную внимательность развивает:


Запомни и скажи

Разложите перед малышом 5 разных игрушек и попросите его запомнить их. Попросите малыша отвернуться или закрыть глаза и в это время спрячьте одну из игрушек. После того как кроха откроет глаза, он должен назвать какой игрушки не хватает. Постепенно задачу усложняйте, увеличивая количество игрушек до 10. Эту игру можно провести и в другом варианте. Игрушку необходимо не прятать, а менять местами их порядок.


Дидактическая игра «Парные картинки»

С помощью такой игры ребенок быстро научиться искать похожие картинки. Игра – лучший метод изучить с ребенком какие-то правила, стихи и развить внимание. Но! Как только ребенок будет уставать, игру следует прекратить и продолжить через несколько часов или на другой день.


Повтори последовательность

Вырежьте из цветного картона различные геометрические фигуры. Они должны отличаться по форме, цвету и размеру. А теперь выложите перед ребенком определенную последовательность из них и попросите его запомнить. Далее необходимо смешать все фигуры в одну кучку и попросить кроху повторить ту последовательность, которая была перед ним. Начинайте с 5 фигур. Постепенно усложняйте задачу, увеличивая их количество.

В этой статье пойдет речь о том, как развить внимание. В сети можно найти много статей на эту тему и массу полезных упражнений на развитие внимания. Чтобы привнести что-то новое в эту тему, я подойду к проблеме концентрации внимания с той стороны, на которой не делают акцент многие информационные источники, но которая, тем не менее, является важной составляющей умения фокусировать внимание.

Раньше я думал, что внимание – это что-то вроде какой-то изолированной мышцы. Либо она у вас развита, и вы можете в любой момент направить внимание в нужную точку и удерживать его на ней. Либо она у вас не развита, и вы постоянно отвлекаетесь и у вас не получается долго удерживать внимание на чем-то одном.

Мне кажется, что это довольно популярное мнение. И люди, которые хотят научиться лучше концентрироваться, думают, что все, что им нужно – это просто натренировать эту мышцу всякими упражнениями.
Упражнения – это бесспорно хорошо, внимание тренировать нужно. Но этого не достаточно. Что нужно делать еще, я расскажу в этой статье. В этом и заключается мой «новый» взгляд на проблему внимания.

От чего зависит ваше внимание

Внимание действительно можно сравнить с мышцей. Только эта мышца не изолирована, ее работа очень сильно зависит от работы других «мышц». И мышцу внимания очень сложно напрячь и задействовать в работе, когда остальные мышцы не в тонусе.

Например, трудно сосредоточиться, когда вы чем-то взволнованы и нервничаете, когда вы испытываете сильные желания, отвлекающие вас от работы, когда вы слишком напряжены или устали, когда вы не обдумали важную проблему, и мысли о решении этой проблемы лезут вам в голову…

Внимание зависит от многих вещей, а не только от того, насколько натренирована эта «мышца». И к проблеме внимания нужно подходить комплексно, что я и попытаюсь сделать в этой статье.

Для хорошей концентрации внимания должны быть соблюдены следующие условия.

Способ 1: Давайте своим мыслям и переживанием перевариться

Иногда я просыпаюсь в выходной день с утра и, сделав зарядку и приняв душ, сразу берусь за книгу. Эта книга может быть не самая интересная и увлекательная, но, тем не менее, с утра чтение идет легко, и я не отвлекаюсь.

Но если я принимаюсь за чтение сразу после того, как занимался каким-то другим занятием, требующим большого вовлечения в процесс (например, писал статью, отвечал на комментарии, переписывался с другом, играл в покер на компьютере и т.д.), у меня с трудом получается сосредоточиться, особенно если книга скучна.

Почему же так происходит, что в одно время легче сосредоточиться, а в другое это сделать сложнее? Так бывает не только из-за того, что с утра мозг свежий и отдохнувший и готов к поглощению информации.

Дело в том, что по утрам голова, как правило, еще не забита какими-то мыслями и заботами. И поэтому от деятельности, требующей концентрации внимания, ничего не отвлекает. Но, если мозг уже начал обработку какой-то информации и не закончил ее, то «необработанные» мысли и переживания будут постоянно отвлекать вас от чтения, работы и другой активности.

Поэтому, прежде чем приступать, например, к чтению после того, как я два часа непрерывно писал статью, я провожу 10 – 15 минут в покое и даю информации немного «перевариться». Иначе я не смогу нормально читать и буду постоянно отвлекаться на мысли, вроде: «как я плохо построил структуру статьи, нужно переделать», «вот в том месте текста можно было написать лучше», «это лишнее, надо убрать», «а это можно добавить» и т.д. и т.п.

Создание статей – это достаточно трудоемкий в плане умственных затрат процесс. Когда я некоторое время этим занимаюсь, мой мозг переключается в определенный режим, соответствующий этой деятельности. И требуется время, чтобы он вышел из этого режима и обдумал те вещи, которые не успел обдумать по ходу этого процесса.

Поэтому я позволяю своему мозгу немножко отдохнуть, чтобы все «непереваренные» мысли могли усвоиться, и я бы тогда смог нормально приступить к чтению.

Вы не сможете сконцентрироваться на каком-то процессе, если в вашей голове существует множество подавленных эмоций, необработанной информации, «повисших» проблем, которым вы не уделили достаточно внимания. Для многих людей, которые живут в авральном темпе, мало отдыхают, редко остаются наедине с самими собой, резко перескакивают с одного процесса на другой — это является постоянной проблемой.

Они получают много информации, и мозг не успевает ее переварить, потому что ему просто не дают этого сделать.

Поэтому чаще делайте перерывы в работе, во время которых старайтесь ничем не заниматься. Не обязательно нужно целенаправленно вызывать какие-то мысли, которые вы хотите обдумать до конца. Просто расслабьтесь. Мысли, которые ваш мозг хочет обдумать и, которые, впоследствии могут создать вам проблемы с концентрацией внимания придут к вам сами.

То же самое относиться к эмоциям. Если вас что-то тревожит, постарайтесь разобраться в причинах своих эмоций и решить нерешенные проблемы. Иначе подавленные переживания будут беспокоить вас, и мешать вашей концентрации. Даже, если вы понимаете, что не можете решить какую-то проблему, то уделите ей хотя бы какое-то время. Пускай проснувшиеся внутри эмоции немножко утихнут, дайте им немного времени, вместо того, чтобы сразу загонять их вглубь, отворачиваясь от них, отвлекаясь на что-то еще.

Если какие-то эмоции или желания все равно не уходят, просто посидите немного спокойно. Пока вы сидите, старайтесь осознавать эти желания, при этом не вовлекаться в них. Например, вам не дает сосредоточиться сексуальное желание. Любые мысли о работе постоянно прерываются всякими фантазиями и картинками в голове.

Если вы будете просто гнать от себя эти мысли, они вернуться бумерангом и могут стать еще более надоедливыми. Вместо этого просто понаблюдайте за возникшим желанием со стороны. Старайтесь при этом меньше думать о чем-то и что-то представлять. Просто смотрите, как желание возникает и медленно исчезает. Уделите ему немного времени и внимания, не поддаваясь ему, и тогда оно уйдет.

Я понимаю, что иногда это бывает сделать сложно. Часто, вместо того, чтобы продолжать работу и стараться привести внимание в фокус, дав голове отдохнуть, мы начинаем отвлекаться на что-то: заходить в социальные сети, болтать с друзьями в скайпе или заниматься всякой ерундой. А работа при этом будет стоять и не сдвинется с места. Мозгу однозначно надо отдыхать, но он почему-то этого не всегда хочет. Какая-то интенсивная работа как будто вводит его в определенный ритм, и он желает в этом ритме оставаться и продолжать хаотически поглощать информацию, вместо того, чтобы отдыхать.

В такие моменты, лучше оторваться от деятельности, которая вас «засасывает» в себя. Если вы сидите у компьютера – отойдите от него, пройдитесь, разомните мышцы, сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов, дайте мозгу успокоиться и «переварить» всю информацию.

И когда вы после этого вновь приступите к работе или обучению, вам будет намного легче сконцентрироваться, вот увидите. Не нужно уделять «необработанным» мыслям слишком много времени, иначе у вас не будет времени на все остальное. Просто уделяйте им чуточку внимания каждый день.

В статье про синдром дефицита внимания (эта статья и статья которую вы сейчас читаете дополняют друг-друга), я советовал заниматься медитацией для улучшения концентрации внимания. Практика медитации, как раз-таки помогает вам натренировать «мышцу внимания».

Но, не только в этом заключается ее польза для концентрации. Во время медитации вы стараетесь ни о чем не думать, но мысли, как правило, все равно приходят к вам. Некоторые люди считают, что главная цель медитации – это полностью избавиться от этих мыслей.

Но это не совсем так. Как я писал выше, в современном и напряженном городском темпе жизни человек ежедневно получает очень много информации. И зачастую, мозгу не хватает времени, чтобы эту информацию обработать. Поэтому в минуты покоя вы всегда о чем-то думаете. И это нормально.

Легко полностью избавиться от мыслей, если, например, вы живете где-нибудь в монастыре, не смотрите телевизор, не заходите в интернет, не общаетесь с кучей людей, не имеете большое количество забот и планов. Но в условиях современного быта – это сделать не так просто: информации слишком много! А медитация дает отличную возможность мозгу «переварить» огромный массив впечатлений. То, что современному городскому жителю во время медитации приходит много мыслей – это не всегда плохо.

Иногда, этот «внутренний диалог» — это просто шум неусвоенной информации, которая в данный момент обрабатывается и освобождает ваш ум от себя. Это можно сравнить с характерным «потрескиванием» жесткого диска компьютера, когда система обращается к нему, например, загружая какое-то приложение.

Так что медитация играет сразу несколько ролей в развитии концентрации внимания. Во-первых, она тренирует вашу «мышцу» концентрации. Во-вторых, она позволяет мозгу обработать данные. В-третьих… Еще об нескольких ролях медитации я расскажу потом в этой статье.

Если вашу голову переполняют мысли и вы не можете ни на чем сосредоточиться, попробуйте хотя бы 10 минут. И потом, попробуйте сосредоточиться опять. Вы увидите, что это стало сделать намного проще. Ваш собственный опыт будет намного убедительнее всех моих объяснений!

Способ 2: Концентрируйтесь на одной задаче

Ученые доказали, что мультизадачность (процесс, при котором, человек выполняет несколько задач одновременно) вредит выполнению каждого процесса в отдельности, входящего в ряд выполняемых человеком задач.

Например, водители, которые разговаривают с пассажирами во время управления автомобилем, намного чаще ошибаются, чем те водители, которые этого не делают.
Выполнение каждого процесса, согласно исследованиям, идет более медленно и менее эффективно, если вы пытаетесь выполнять их несколько сразу. Поэтому ошибочно думать, что если вы будете делать несколько дел одновременно, то вы сделаете их быстрее и лучше.

На мой взгляд, мультизадачность может негативно отражаться на концентрации внимания. Бывает, что ваш мозг не может удерживать фокус на каком-то процессе, потому что ему становится скучно, а не потому, что у него низкие способности к концентрации внимания.

Многие люди боятся скуки и, поэтому, они слушают музыку, когда занимаются спортом, разговаривают по телефону во время вождения, отвлекаются на общение в социальных сетях во время работы. Их мозг привыкает к мультизадачности, и им становиться еще сложнее концентрироваться на каком-то одном процессе длительное время.

Чтобы сохранять концентрацию, вы должны приучить свой мозг перестать бояться скуки. Если вы будете постоянно переключаться с задачи на задачу или выполнять их в параллельном режиме, то минуты покоя станут еще более нестерпимыми для вас, и вы будете стремиться чем-то заполнить образовавшееся свободное «информационное окно».

Следует придерживаться «информационной гигиены», основные этапы которой я попытался описать здесь. Некоторые мои советы можно отнести к развитию памяти. Очень сложно запомнить какую-то информацию, если вы после того, как ее получили, сразу начинаете заниматься чем-то еще и не даете ей «перевариться».

Умение концентрироваться – очень важное умение. Оно помогает не только лучше выполнять работу или внимательнее читать книги. Концентрация внимания подразумевает способность не обращать внимания на посторонние мысли, цели, задачи, желания!

Если вы хотите , то вам очень потребуется удерживать внимание на вашей цели (избавиться от зависимости, стать здоровым и т.д.), а не отвлекаться на, связанный с отменой никотина, временный дискомфорт в вашем теле или всякие посторонние мысли («а не выкурить ли мне последнюю сигарету»).

Если вам нужно научиться выступать на публике, вам очень пригодится внимание для того, чтобы сохранять фокус на вашей презентации, а не обдумывать мысли вроде: «что обо мне думает публика».

Если вы хотите назначить свидание девушке и переступить через , то лучше вам думать только о своей цели, не отвлекаясь на страх.

Такие понятия как «сила воли», «самоконтроль» и есть, с определенной точки зрения отражения способности удерживать внимание на одной цели, отсекая все лишнее. Если и нельзя обозначит полное тождество между этими понятиями, то точно можно сказать, что они очень сильно взаимосвязаны.

Развивать внимание взрослому человеку необходимо. Если перестать его, то можно стать рассеянным, снизится концентрация, появятся мелкие ошибки в работе. Развивая внимание мы не только искореняем недостатки но и получаем ряд существенных возможностей. Человек с развитым вниманием замечает самые мелкие особенности других людей, в связи с этим он может провести глубокий психологический анализ и узнать много того, о чем не подозревал раньше. Непроизвольное внимание позволяет быстро ориентироваться, в том числе, в новой и опасной ситуациях. Вот несколько упражнений для развития этого вида и других видов внимания.

Развитие непроизвольного внимания у взрослых

Упражнение 1. Необычная прогулка
Если человек ежедневно прогуливался мимо газона и не замечал растения, посаженные на нем, то специальная фиксация внимания на особенностях устройства газона, качестве его обработки, эстетических достоинствах и недостатках позволит тренировать не только волевое усилие по концентрации внимания, но и создаст условия для активизации процессов непроизвольного внимания.

Упражнение 2. Необычные условия
Тренировать непроизвольное внимание можно в необычных для восприятия условиях и сознательно «ловить» то, что привлекло внимание в «пограничном» спектре, когда еще отмечается фиксация, но уже ясно, что оно ускользает:
можно понаблюдать за привычными предметами при недостатке освещенности,
можно «прислушаться» к работе непроизвольного внимания при изменении параметров акустического восприятия (звук приятной музыки — привычная знакомая музыка — резкие неприятные звуки),
сознательно фиксироваться на переходах между объектами (обратить внимание на то, что привлекает внимание при переходе к другому виду деятельности, при переходе взгляда от одного предмета к другому и т.д.),
поэкспериментировать с силой раздражителей (пастельные тона – яркие сочные краски, тихое звучание – музыкальное звучание средней силы – громкое звучание).

Упражнение 3. А что интересует других людей?
Читая книги, слушая радио, просматривая телевизионные передачи, можно отмечать объекты, которые попадают в сферу внимания других людей, а в сферу нашего внимания обычно не попадают.

Упражнение 4. Неожиданные раздражители
Надо фиксировать внимание на неожиданных раздражителях, специально отмечать их, формулировать предположения о том, что происходит с нашей психикой при воздействии таких раздражителей.

Упражнение 5. Когда новая информация мешает?
Желательно отмечать моменты, когда появилась внутренняя попытка отмахнуться от неожиданного раздражителя, словесно определять, почему эта попытка появилась.

Упражнение 6. Необычные внутренние состояния
Фиксация особенностей активизации непроизвольного внимания во время необычных внутренних состояний (при повышении температуры тела, при резких атмосферных изменениях, при возникновении нестандартных ситуаций, возникших в общении) — это способ лучше узнать особенности своей системы непроизвольного внимания.

Помимо познавательной цели это упражнение позволит отвлечься от грустных мыслей, которые часто сопутствуют болезни.

Упражнение 7. Нужны ли воспоминания о прошлом?
Фиксировать все, что оказывается в зоне «ускользания» при воспоминаниях о прошлом может быть очень полезным. Не зря говорят, что ответы о будущем надо искать в прошлом.

Упражнение 8. Яркие эмоциональные реакции
Фиксировать яркие эмоциональные реакции, вызванные удивлением от того факта, что вокруг так много объектов, которые при обычном восприятии ускользают, доказывает, что многое проходит незамеченным. Возможно, многие проблемы можно решить, если постараться посмотреть на мир по-новому.

Развитие произвольного внимания у взрослых

Произвольное внимание функционирует благодаря сигналам, которые идут от второй сигнальной системы. Поэтому для тренировки замечательно подходят все виды учебной деятельности, в том числе:
(устное и письменное),
произвольная фиксация на смысле слов, как во внутренней речи, так и в процессе общения,
совершенствование в формулировании обобщающих утверждений,
упражнения по работе с абстрактными понятиями.

Произвольное внимание непосредственно связано с работой воли, поэтому для создания условий для развития, надо совершенствовать способность сознательно управлять своей психической деятельностью и своими поступками, а именно:
тренироваться преодолевать препятствия, связанные с нехваткой времени, недостаточной мобилизованностью к действиям,
тренировать такие личностные качества, как стойкость, настойчивость, решительность, самообладание, самостоятельность и самодостаточность.
можно развивать волю, выполняя «неинтересные» упражнения, но это доступно для более тренированных людей, которых не останавливает кажущаяся занудность такой деятельности (человека с развитой волей интересует сам процесс выработки навыков, а виды деятельности по их содержанию представляются равнозначными).

Обязательные условия по обеспечению безопасных условий при психических тренировках:
1. Тренировка системы произвольного внимания должна чередоваться выполнением привычной работы, которая позволяет привести душевное состояние в равновесие.
2. При возникновении избыточного напряжения воли может возникнуть переутомление, что может перечеркнуть весь позитивный эффект, полученный от тренировок. В этом случае необходимо вернуться к обычной размеренной жизни и дать возможность психике отдохнуть.
3. Если самостоятельно вернуться к спокойному состоянию не получается, то есть смысл обратиться к специалистам-психологам или, в случае необходимости, в медицинское учреждение.
4. При возникновении симптомов переутомления необходимо учитывать то, что психологический аспект в этом случае, как правило, «прячется» за проявление болезни тела и лечение физического состояния может значительно затянуться.

Развитие постпроизвольного внимания у взрослых

(когда внимание сконцентрировано без волевого усилия)

Для формирования этого вида внимания необходимо:
1. Формирование психологической установки
Психологическая установка — это состояние высокого уровня мобилизованности, повышенной готовности к действиям в определенном направлении. Для ее формирования необходимо наличие потребности, которая представляет высокую значимость.

Формирование психологической установки проходит по трем направлениям:
формирование чувственного образа, к достижению которого стремиться человек — возможно при применении техники визуализации и словесном описании образа желаемого,
представление, не осознанное, а в виде предвосхищения, о порядке действий, необходимых для достижения цели (перечисление необходимого порядка действий может осуществляться в рамках тренинга реализации личностного потенциала, а также в форме ведения дневниковых записей с последующим внесением корректирующих замечаний),
когнитивная составляющая (умозрительная модель будущей деятельности: убеждения и знания человека о том виде деятельности, к которому он стремится).
2. Достижение уровня автоматизации
Для достижения этого уровня необходимо пройти последовательно три этапа:
аналитический этап — знакомство с действиями и овладение отдельными элементами этого действия (при возникновении желания писать стихи надо тренироваться в подборе рифм, написании рифмованных строк с учетом стихотворного размера, тренироваться в подборе синонимов, работать над выразительностью текста и т.д.),
синтетический этап — объединение отдельных элементов в единое действие,
многократное повторение порядка действий, который представляется необходимым, чтобы желаемая деятельность дала результат, к которому человек стремиться.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта