Главная » Модные советы » Если грипп нужно ли идти в храм. В маске на литургию или чем можно заразиться в храме? — Отец Максим, можно ли заразиться в храме

Если грипп нужно ли идти в храм. В маске на литургию или чем можно заразиться в храме? — Отец Максим, можно ли заразиться в храме

«Со страхом Божиим и верою приступите!» - возглашаю я, вынося на амвон из алтаря Чашу.

Православные причащаются. И кто-нибудь обязательно предпримет попытку снять частичку Тела Христова, пропитанного Христовой же Кровью, одними лишь зубами, стараясь во что бы то ни стало не коснуться латунной Лжицы губами. Любой священник сталкивается с подобным явлением брезгливости. Люди боятся заразы.

Причащение всех одной Лжицей из одного Потира является древней практикой Православной Церкви. И эта практика сегодня вызывает у многих крещёных отторжение. Потому как негигиенично. Микробы, вирусы, кто-то чихает, кто-то кашляет, у кого-то вообще, может быть, СПИД, а он об этом даже не знает. Или знает.

По этой причине некоторые члены Церкви Христовой не приступают к самому главному Таинству, о котором свидетельствует Сам Господь: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6,53-54).

Христианин избегает вечной жизни, опасаясь подхватить инфекцию и лишиться жизни земной

Возникает щекотливая ситуация, когда христианин избегает вечной жизни, опасаясь подхватить опасную инфекцию и, возможно, лишиться жизни земной, временной. Действительно, на самом деле довериться Богу очень сложно, когда речь идёт о собственном здоровье и, тем более, жизни. Вера в Бога включает в себя не только уверенность в Его существовании, но и полное доверие к Нему. А тут встаёт между человеком и Богом микробиология. Наука, как ни крути.

Мне часто приходилось выслушивать по этому поводу упрёки, которые апеллировали именно к науке. Особенно от врачей, ведь последние десять лет я являюсь больничным попом. Со всеми их теоретическими доводами я непременно соглашаюсь, поскольку микробиологию и вирусологию мне пришлось изучать дольше любого из них: два года в медакадемии плюс ещё год в госуниверситете на «биофаке». Не соглашаюсь лишь с практическими выводами, которые, хоть и не должны расходиться с безупречной теорией, но фактически как раз расходятся.

Я предлагаю своим собеседникам задуматься о том, что самым последним в цепочке всех, кто коснулся губами Лжицы, стоит священнослужитель. Диакон или священник. Он обязан «потребить Чашу» после того, как все причастились. Причём этот процесс чаще всего доступен для созерцания всем прихожанам, ведь самый удобный момент для этого - после заамвонной молитвы. Царские Врата открыты, клирос поёт 33-й псалом, священнослужитель стоит у Жертвенника, доедая и допивая всё содержимое Потира.

В данном случае диакон или священник - живой маркёр (позаимствую этот удачный генетический термин на правах дипломированного специалиста), ходячий носитель статистики распространения инфекции через общую Чашу и Лжицу.

Микробов и вирусов действительно полно в любом храме. По всем правилам, установленным наукой, духовенство должно просто выкашиваться заразой из строя здоровых людей и штабелями укладываться в инфекционные больницы. Да и жить должны недолго, чего уж там.

Но факт состоит в том, что этого не происходит ни сейчас, не было такого ни до революции, ни даже в VII веке, когда Лжица прочно вошла в Византийский богослужебный обряд.

Почему не срабатывает наука? Неужели могли ошибиться врачи и биологи?

Но почему не срабатывает наука? Неужели могли ошибиться врачи и биологи? Ведь столько исследований было совершено, столько диссертаций написано, столько клинических исследований тех же... Никоим образом не ставя под сомнение авторитет уважаемой мной микробиологии, хочу сказать, что ответ на этот трудный вопрос лежит вовсе не в области знания, но в области веры человека, который, будучи христианином, доверяет себя своему Творцу и Спасителю.

А уж где действует Бог, там, как я верую, «побеждаются естества уставы».

Да практически всем.

Литургия – главное богослужение православной церкви – заканчивается причащением верующих Святыми Христовыми Тайнами, или Святыми Дарами. Что же это такое? Согласно христианским представлениям, во время литургии приготовленные заранее хлеб и вино превращаются в истинные Тело и Кровь Христа. В конце литургии священник из алтаря выносит чашу со Святыми Дарами, читает молитву и начинается причащение. Верующие под пение «Тело Христово примите, источника бессмертия вкусите» благоговейно вкушают Святые Дары.

Внешне Святые Тайны выглядят как кусочки размякшего белого хлеба, пропитанные сильно разбавленным столовым вином (кагором), и верующие из одной ложки, часто облизывая её языком и губами, поедают эти кусочки хлеба. Как священник, прослуживший в церкви двадцать лет, могу сказать, что некоторые причастники при этом испытывают религиозное воодушевление или пытаются его изобразить, но большинство верующих делает это из чувства религиозного долга. Но главное то, что из одной ложки – на церковном языке она называется «лжица» – может причащаться до двухсот человек, через слюну передавая друг другу своих глистов, вирусные и бактериальные инфекции. То, что организм каждого человека содержит в себе, как правило, множество известных болезнетворных микроорганизмов, бактерий и вирусов – сейчас является медицинским фактом.

Активность бактерий и вирусов в организме зависит от компетентности иммунной системы человека. Плохая экологическая обстановка крупных городов, пожилой возраст и хронические болезни людей снижают эффективность иммунной системы. Таким образом, церковь становится зоной повышенного риска инфицирования глистами, бактериальной и вирусной инфекцией – ведь основной и постоянный контингент верующих состоит из пожилых и больных людей, пришедших в церковь за исцелением. И причащаются они ради своего исцеления из одной ложки-лжицы!

Убеждение в том, что Святые Тайны уничтожают бактериальную и вирусную инфекцию, является всего лишь предметом веры человека. Глисты, болезнетворные бактерии и вирусы живут по своей «вере», суть которой – размножение и распространение. В этом смысле они очень «любят» церковь. Православная традиция целования икон, мощей, крестов и рук у священников, даже если они очень святые, также способствует передаче инфекции.

Может быть, постоянная агрессивность, раздражительность и подавленное настроение многих верующих связаны с глистами и хроническими инфекционными процессами, которые постоянно поддерживаются традиционной церковной жизнью?..

После литургии священнику предстоит совершить для своего здоровья самое страшное – то, что осталось в чаше после причастия, необходимо съесть, или на церковном языке – «потребить». А в чаше к этому времени находится смесь из совершенно раскисших кусочков хлеба и человеческой слюны, которая попадает в чашу со лжицы во время причащения. Обычно потребляет чашу диакон, но если его нет или он как-то смог увильнуть от этого, то потребление святыни достается священнику. Правда, любители алкоголя – священники и диаконы – потребляют чашу с большим удовольствием, тем более что после потребления полагается порция кагора. Здесь уместно заметить, что, по моим многолетним наблюдениям, среди духовенства и церковных прихожан очень мало здоровых людей.

Когда я ушел из церкви, то первым делом занялся чисткой своего организма от не очень святых даров, полученных во время службы. Воздержусь от интимных подробностей, но только скажу, что на это ушло несколько лет. Лечение одного иерсиниоза заняло полгода.

, профессиональный врач, хирург:

Водительство Святым Духом христианина во спасение осуществляется через Церковь. Центром же духовной жизни являются таинства и, прежде всего, Евхаристия.

Церковное благочестие предполагает почитание святынь – мощей угодников Божьих, икон, других святых предметов, которое выражается в том числе в их благоговейном лобзании.

У некоторой части воцерковляющихся людей в период возникает вопрос, а можно ли причащаться или прикладываться к иконам в этот опасный период, когда так легко получить заболевание.

При ответе на этот вопрос следует отдельно рассмотреть причастие и благочестивое целование икон и других святынь.

В случае Евхаристии благоговение перед таинством должно быть таковым, чтобы снимать всякий страх не только перед болезнью, но и перед смертью, потому что Господь есть Жизнеподатель.

В самой молитве перед причастием мы просим Бога: «…Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела ».

То есть Церковь твердо исповедует, что причастие не только никогда не может (даже косвенным образом) стать причиной заболевания, но, напротив, ведет нас к всецелому выздоровлению не только души, но и тела.

Есть только одна причина, по которой спасающее и исцеляющее действие Святого Духа через таинство Евхаристии может оказаться недейственным на конкретного человека: «аще недостойно причащались». Апостол Павел пишет о том, что многие из нас болеют, потому что недостойно причащаются. «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». ().

Поэтому недостойное причастие само по себе ведет человека к болезни. И тут уже не помогут никакие внешние способы защититься от болезни, хоть помести такого человека в стерильные условия. Необходимы покаяние и перемена внутренней жизни. Но и в этом случае причиной болезни является не Таинство, а нераскаянный грех.

Эпидемии всегда были, есть и будут. На протяжении двухтысячелетней истории Церкви болезни всегда существовали, но в православной традиции причастие из одной Чаши и лжицы сохранялось. При этом никаких научных фактов, что именно так распространялись эпидемии, не существует.

С позиции врача и священника, даже постановка вопроса о возможности заражения какой-либо болезнью через Причастие безумна.

Теперь о благоговейном лобзании святынь в период .

Здесь хотя мы и говорим о святом предмете, каким является икона или рака с мощами подвижника, благоговейная духовная напряженность в этом случае не имеет того запредельного абсолютного трепета, которое мы призваны иметь перед Чашей. Даже говоря о разных святынях, нужно различать степень достоинства предмета: будет ли это прославленная чудотворная икона, частичка мощей или это репродукция святого изображения. Понятно, что в случае с мощами или чудотворным образом наши чувства, вера и, следовательно, образ отношения к святыне приближается к тому образу, который мы имеем по отношению к Евхаристии.

Верующий знает, что от святого предмета, к которому мы приникаем с верой и упованием, будет только духовная и телесная польза.

И в этом случае вера имеет первостепенное значение, ибо по вере дается человеку. Но к иконам, у которых нет славы чудотворных, а тем более к печатной иконной продукции можно относиться с простым благоговением, не имеющим такой трепетности, как по отношению к мощам святых или чудотворным образам.

Думаю, поскольку всё вышесказанное не означает пренебрежение медицинскими знаниями и правилами, не будет греха в период эпидемии из медицинских соображений, особенно если прихожанин чувствует, что сам заболевает, воздержаться от целования всех икон в храме.

Да и вообще в период эпидемии особенно важно соблюдать правила гигиены и защищать себя и других всеми способами. Но делать это нужно разумно. Например, если сейчас речь идет об эпидемии респираторных вирусных инфекций, важно знать, что основной путь передачи таких заболеваний – воздушно-капельный, а не контактно-бытовой. Это означает, что основной метод защиты – по мере возможности воздерживаться от посещения мест, где есть больные люди. При общении же больного с другими людьми – ношение медицинской маски.

Резюмируя всё вышесказанное, можно сказать, что при контакте со святынями человек не может получить никакого вреда. А соблюдение правил медицинского характера может внести в распорядок жизни христианина коррективы. Например, в случае начинающегося заболевания и если нет особенной духовной необходимости, можно пропустить посещение храма и почтить воскресный день или другой праздник домашней молитвой.

Правда, есть и обратное правило – если человек имеет настоятельную необходимость в покаянии и причастии, то ничто не должно остановить верующего. Поэтому в Церкви существует практика посещения священниками тяжелобольных (даже если это носители опасных инфекций) дома или в больнице. Особенно важно напутствовать Святыми Дарами в случае приближения смерти.

Причастие и благоговейное с верой прикосновение к святыням никогда не повредит верующему человеку. Наоборот, по благодати, действующей соразмерно вере, приведет нас к всецелому исцелению и в конечном итоге к вечному спасению.

Больному стоит воздержаться от посещения церкви

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков)

, врач скорой помощи:

Мы причащаемся во исцеление души и тела – неужели Господь Своими Телом и Кровью не победит микробы или вирусы? В распространение эпидемии через Чашу я не верю. Если кому-то Господь попустит болезнь, то это возможно и без участия в таинстве.

Другое дело – надо ли ходить в храм, если вы уже болеете.

Больному стоит подумать о других людях и, чтобы никого не заражать, воздержаться от посещения церкви.

Но это не значит, что человек из-за болезни должен прекратить духовную жизнь. Если человек привык причащаться еженедельно, стоит поговорить с духовником – либо священник навестит и причастит болящего, либо благословит помолиться самостоятельно, не причащаясь.

Причащая ребенка, взвесьте все «за» и «против»

, педиатр высшей категории, кандидат медицинских наук:

Можно ли причащать младенца в ? Вопросы, относящиеся к духовной жизни (как, впрочем, и относящиеся к медицине), чаще всего не имеют универсальных ответов. Слишком многое тут зависит от конкретного человека и его текущих обстоятельств. Хоть в последние годы и закрепилась тенденция к построению общих алгоритмов, по которым человек ведет духовную жизнь или заботится о своем здоровье.

Я могу посоветовать родителям внимательно взвесить все обстоятельства «за» и «против», и принять самостоятельное решение.

Нужно ли сильно опасаться заразить ребенка, не маловерие ли это? Если у ребенка крепкое здоровье, а у мамы под рукой весь арсенал средств для профилактики и лечения гриппа – наверное, такими опасениями можно и пренебречь ради приобщения к Телу и Крови Христовым. Если у ребенка есть серьезные проблемы с иммунной системой (или он получает препараты, подавляющие иммунитет); если малыш страдает хроническими заболеваниями сердца, легких или головного мозга – то этого человечка не нужно сейчас вести в храм, даже если его родители дерзновенны в вере.


Вспомните слова святителя Феофана Затворника: «На чудо надеяться – Бога искушать».

И потребность в причастии Святых Тайн тоже может быть не одинаковой – у разных людей и в разные моменты их жизни. Так что – взвешивайте и решайте.

Подготовили Анна Уткина, инокиня Евгения (Сеньчукова)

В студии ведущая Светлана Ладина и врач Вячеслав Владимирович Боровских.
Тема выпуска: «Можно ли заразиться в храме?»

- Наша телезрительница спрашивает: «Если человек знает, что у него заразная болезнь: туберкулез или гепатит, но душа рвется к Причастию, как ему поступить?» Бывают детские заразные болезни: ветрянка, краснуха, а также разбушевавшийся нынче грипп. Можно ли в таком состоянии идти в храм, нести к причастию больных детей? Можно ли, вообще, заразиться в храме?
Вячеслав Владимирович, как поступаете Вы в таких ситуациях? Давайте туберкулез оставим за рамками, возьмем элементарное гриппозное состояние, когда Вы точно не знаете: грипп или ОРВИ, но состояние болезненное, а Вы при этом готовились к Причастию.

На Причастие я не пойду, и на службу, может быть, тоже. Потому что, если от Чаши мы точно ничем заразиться не можем, и я не могу никому передать инфекцию через Святые Дары, то в храме или возле него можно вполне заразиться. Если ты болен передающейся контактным или воздушно-капельным путем инфекцией, лучше посидеть дома. Что касается Чаши со Святыми Дарами, то если бы существовала возможность передачи через нее хоть какой-то инфекции или болезнетворного агента, который мог бы вызывать заболевание, то христианство бы исчезло еще в первом столетии. Но первые христиане потому и выжили, что каждый день причащались. Мы знаем из истории христианства, что во время чумы в Москве и других европейских городах, где эта болезнь выкашивала половину населения, выживали только те, кто ежедневно причащались: люди обретали некую устойчивость к инфекции. Христиане того времени руками без средств защиты собирали трупы, зараженные чумой, вывозили и хоронили их, проявляя любовь и жертвенность, и потом не умирали, но оставались жить. Это вызывало удивление у нехристиан.

Вспоминается произведение Лескова «Несмертельный Голован». Я спросила мнение по нашей теме у двух знакомых батюшек. Один из них, историк по первому образованию, отец пятерых детей, сказал, что в XIX веке, когда случались холера и другие болезни, была такая практика - воду сначала кипятить, а потом освящать. Думаю, что во время болезни, он своих детей не поведет в храм. Другой священник напомнил евангельский постулат - как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай с другими людьми. Если ты сам боишься, опасаешься и не хочешь, чтобы рядом с тобой на службе стоял заразный человек и сам будешь сильно от этого переживать, значит, и тебе самому не надо так поступать.

Люди в храме вздрагивают, когда кто-то начинает чихать или кашлять, все сразу переглядываются, отвлекаются от молитвы, и нарушается, быть может, строй Богослужения. Что касается Причастия, мы видим стопроцентное свидетельство, что Христос Истинный Бог наш: здесь нарушается чин естества. В огромных соборах, в храме Христа Спасителя, например, где собираются люди со всей страны, из разных регионов, из-за границы, все встают в одну очередь, идут на Причастие - и остаются живы и здоровы. Они не заболевают какими-то кишечными инфекциями, ОРЗ, ОРВИ, гепатитами, которые передаются элементарно, и более того - они выздоравливают. Мы же причащаемся во здравие души и тела, чтобы там ни было.

Может быть, есть смысл пригласить священника на дом в случае тяжелой и остро заразной болезни, например скарлатины у ребенка. Конечно, предупредив батюшку о том, что в доме опасная инфекция. Я не знаю, надевают ли батюшки или просто молятся.

Я ни разу не видел батюшку в маске возле больного. А вот всяких невротических реакций на эту тему насмотрелся досыта. Даже среди близких мне людей и родственников, которые говорят: «Как ты, врач, можешь водить детей, чтобы они ели с одной ложки неизвестно с кем». И сами именно поэтому не ходят, говорят: «Я бы пошел, если бы можно было со своей ложкой подойти на Причастие, а так нет, извините». То, что это так стереотипно и стандартно, повторяется из года в год от разных людей - все говорит о том, что одним духом одержимы.

Наша телезрительница пишет: «Надо причащаться, просить Господа, чтобы причастил, и быть с ним, остальное Его забота. Да, в храме можно заразиться, если Бог хочет дать нам именно такое лекарство, как болезнь».

Не согласен, что если Господь захочет вразумить человека болезнью, то может послать ее через Святые Дары. Думаю, что, если Господь захочет вразумить через болезни, Он это сделает любым другим способом. Он Единственный, Кто управляет всеми бактериями, вирусами и инфекциями. Быть ей или не быть - это зависит от Бога. А мы причащаемся Тела и Крови Христовых. Это очень важно, мы должны прекрасно понимать и отдавать себе отчет в словах молитвы «Верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое, и сия есть самая Честная Кровь Твоя». Это Сам Христос - Бог, который есть Любовь. Какое зло может быть нам, если здесь присутствует Сам Бог. Поэтому без всякого страха заразиться или получить какой-то ущерб от единой лжицы, мы идем и спокойно причащаемся, уверенные, что с нами будет все хорошо.

Телезритель: «Апостол Павел говорил, что если причащаешься недостойно, тогда может случиться болезнь или даже смерть. Самое главное - с чем ты приходишь к Причастию. Если подходишь достойно - не заразишься, а если приходишь с другими намерениями - сто процентов заразишься».

Другой телезритель пишет: «Однажды читал в мирской газете о том, как женщина, которая работала в научной лаборатории, решила всем доказать, что и в храме можно заразиться, как в любом месте. Она пришла в храм с кусочком ваты и стала на поклонение к иконе за мужчиной, который сильно кашлял, и очевидно был болен. Как только он, кашляя, приложился к иконе, женщина взяла мазок на ватку в запотевшем от кашля месте - и бегом в лабораторию. Через 5 минут ватка с мазком уже лежала под микроскопом, каково же было ее удивление, когда она не обнаружила никаких микробов. Тогда она взяла мазок с картины в своем кабинете, а там тьма тьмущая микробов. Это заставило ее полностью поменять взгляды на свою жизнь».

Может быть, кому-то нужен и такой путь к вере через эксперименты - такой новомодный протестантский путь. Недавно на одном канале я слышал, как протестантский пастырь заявил на одном собрании, что за последние несколько лет сделано около пяти тысяч открытий, подтверждающих существование Бога - в зале все радуются, долго аплодируют. А что случилось? Для верующего человека разве нужны эксперименты и доказательства? Нужны эти пять тысяч открытий? В том то и дело, что вера все упрощает: наш ум делает прямым. Как сказано: «прямыми сделаете стези к Богу». Тогда мы избавляемся от многих лишних интеллектуальных напластований, которые отравляют церковную жизнь. Доверие к Богу - драгоценное качество человеческой души, которое делает человека психически необыкновенно устойчивым. Психотип верующего православного человека - это такой тип личности, который может перенести все, даже если он заболеет. При доверии к Богу он может вылечиться от любой болезни, даже такой, перед которой медицина бессильна. Поэтому такой человек ничего не боится.

Комментарий телезрителя: «Я очень брезгливый человек, но и верующий, поэтому когда я в храме, никогда не думаю, что могу заразиться, считаю кощунственным даже подумать об этом».

Расшифровка: Вероника Костромина

На вопросы отвечает Патриарх

«Недавно я захотела девочку причастить. Когда о наших планах узнала бабушка, она стала возражать при ребенке и сказала, что при причастии можно заразиться и умереть. При этом она приводила примеры из истории, когда во время эпидемий после причастия умирали тысячи людей. Теперь Наташа боится ходить со мной в церковь. Помогите нам разрешить противоречие, возникшее в нашей семье».

Можно ли заразиться инфекционными болезнями через причащение? Когда мы причащаемся, то с верой принимаем под видом хлеба и вина подлинное Тело и Кровь Господню. И нам даруется великая благодать Божия, Божественная энергия. Бог есть источник жизни и источник всякого здоровья. Поэтому, причащаясь, вкушая Тело и Кровь Спасителя, обретая Его энергию, мы не можем ничем заболеть. Но это, конечно, вопрос веры. Нужно верить, и Бог по вере дает человеку.

Ну а что касается якобы многочисленных примеров того, как люди заболели в результате причастия, у меня иная информация: нет таких примеров в истории. Помню, когда я еще был семинаристом, хорошо запомнил ответ на аналогичный вопрос, заданный нами профессору, известному литургисту Николаю Дмитриевичу Успенскому на лекциях по литургике.

Отвечая на такой вопрос, профессор Успенский рассказал нам историю, связанную с жизнью его отца, который был священником в Новгородской области. Служил он в простом деревенском храме. Было это еще задолго до революции. Батюшка причащал каждое воскресение многих и многих своих прихожан. И среди прихожан был один, который болел неизлечимой инфекционной болезнью. Мало кто из сельчан знал, что среди них тяжело больной человек. Но тот знал и всегда подходил к Чаше последним. Чтобы, во-первых, не смутить кого-то, если кто-то узнает о его болезни, а с другой стороны, чтобы и у самого на душе было спокойно. Он причащался последним. А Святые Дары из Чаши затем потреблял служащий священник, отец профессора Успенского, который знал, что последним причастился тяжелобольной инфекционный человек. И никогда ничем этот священник не заболел.

Вспоминаю я и другой пример, связанный с относительно недавним прошлым. В 70-е годы, как известно, в Советском Союзе вспыхнула эпидемия холеры. Атеистические власти решили воспользоваться этим обстоятельством и принудить священноначалие прекратить совершение литургий, прекратить причащение людей. Церковь, конечно, не пошла на эти ухищрения атеистической власти. Литургия совершалась. Народ причащался.

И никто никогда не мог сказать, чтобы тот или иной случай заболевания был связан с причащением. А уж поверьте, тогда внимательно следили за всеми, кто причащался во время холерной эпидемии. Другими словами, благодать Божия, Божественная энергия призвана давать человеку жизнь и здоровье, а не отнимать у нас здоровье. Поэтому не нужно смущаться, подходя к Святой Чаше. Тем более не следует, используя эти аргументы, отгораживать детей от Христа непроницаемой стеной нашего неверия.

Из бесед Святейшего Патриарха Кирилла
в ОВЦС и телепрограммы «Слово Пастыря»
www.convent.mrezha.ru



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта