Главная » Мужская мода » Что делать, если двухлетний ребенок дерется. Специфика развития и познания мира ребенком в два года Как развивается ребенок 2 года

Что делать, если двухлетний ребенок дерется. Специфика развития и познания мира ребенком в два года Как развивается ребенок 2 года

Физические навыки ребенка уже не развиваются так быстро как раньше просто потому, что к двум годам его тело уже скоординировано, он совершает все действия осознанно, волевому импульсу. Он прыгает на одной и двух ногах, активно бегает, легко стартуя и останавливаясь, и при это не задевает препятствия на своем пути.

Совершенствуется с каждым днем мелкая моторика. Малыш аккуратно берет мелкие предметы, используя пинцетный захват, может построить достаточно высокую башню из кубиков, переворачивает страницы книги по одной, режет бумагу ножницами.

В возрасте двух лет ребенку понравится играть в кинетический песок. Это очень увлекательная и занимательная игра для детей всех возрастов. Кроме просто развития мелкой моторики, она поможет ребенку успокоиться и переключиться с активной деятельности на более спокойную. Например, можно использовать для подготовки ко сну.

Чему учится

В два года можно учить ребенка четырем простым цветам – желтый, красный, синий, зеленый, а также трем простым формам – круг, квадрат, треугольник. Простые пазлы или кубики увлекут его надолго. Рамки-вкладыши и магнитная рыбалка нравятся многим детям.Пытается повторять за взрослыми разные слова. Часто слова повторяет очень близко по звучанию к оригиналу. Большинство слов, которые произносит ребенок, понятны для окружающих. Использует множество гласных в . Малыш говорит «спасибо» и «пожалуйста» (если подсказать ему, что это нужно сделать) или показывает это жестами (например, кивает вместо «спасибо»). Говоря о себе, начинает употреблять местоимения «я», «мне».

Истерика у ребенка 2-х лет – это не редкость, к сожалению, данное состояние малыша возникает по причине сильного нервного возбуждения. В этом состоянии ребенок не может совладать со своими эмоциями, и выражает их в крике, плаче, падании на пол и так далее.

Каждый ребенок проходит свой путь к формированию взрослой самостоятельной личности. Кто-то спокойно перерастает возрастные кризисы, кто-то сложно воспринимает любые родительские правила в воспитании. могут возникать в разные возрастные периоды. Но в 2 года они проявляются специфически, и имеют определенные причины, на которые стоит обратить пристальное внимание.

Родителям важно понимать, что именно называется истерикой. В медицине принято считать это состояние непроизвольным, то есть не специально организованным явлением. Нервная система малыша не выдерживает стрессовой для него ситуации, и возникает истерическое поведение. В этом состоянии маленький человек не способен адекватно воспринимать слова, обращенные к нему и уговоры. Самостоятельно он успокоиться не может. Иногда даже требуется применение успокоительных препаратов, чтобы вернуть маленького пациента к адекватному поведению.

Каприз – произвольное поведение, когда малыш самостоятельно решает закатить истерику для осуществления манипулирования над взрослыми. Такое поведение возникает в ответ на отсутствие желаемого предмета или события, поведения родителей.

Нужно отметить, что каприз иногда возникает и неосознанно, когда данная форма поведения уже закрепилась в сознании ребенка, как путь к достижению цели. Поразительно, но, несмотря на крики, слезы и посинение малыша в случае сильного плача, он сразу же успокаивается после достижения своей цели и получения желаемого.

Каприз по внешним проявлениям очень похож на настоящую «медицинскую» истерику. Бывают случаи, когда произвольный каприз перерастает в неконтролируемую истерику. Проявляется это состояние через крик, визг, плач, топот ногами, катание по полу. Также могут быть дергание, трепание взрослых за руки, «истерический мост», судороги, царапание лица. Также для истерики характерны длинные периоды между вдохами, в результате чего у ребенка слегка синеет носогубной треугольник, но после вдоха дыхание восстанавливается.

Причины истерики у детей 2-х лет

Когда детки достигают 2-хлетнего возраста, у них начинают проявляться определенные желания, навыки, интересы. Но в этом возрасте они еще не могут четко их определить для себя и окружающих. Возникновению истерик способствуют такие причины:


Причин истерическим проявлениям много, но что же делать, когда все больше развивается истерика у ребенка 2-х лет? Некоторые говорят оставить его в таком состоянии наедине с самим собой, другие утверждают, что обязательно нужно поговорить с ним, успокоить.

Третьи убеждены, что правильное и своевременное наказание закончит подобное поведение раз и навсегда. Как решить эти проблему и ночные истерики малышей, помогает понять педиатр Е. Комаровский. Рассмотрим его рекомендации, как успокоить ребенка в 2 года от истерики.

Успокоение истерики у малышей 2-х лет

По мнению доктора Комаровского существует основных две причины проявления истерического поведения:

  • медицинская – у малыша еще не достаточно сформировалась нервная система;
  • социально-психологическая – у ребенка не выработана привычка выражать свои негативные эмоции социально приемлемым способом.

Для родителей важно: Ребенок даже в аффективном состоянии хорошо чувствует настроение и эмоциональное состояние родителя. Если родитель взвинчен, готов в ответ кричать на малыша, то успокоения не получится, будет только хуже. Родителям вовремя нужно успокоиться самим, чтобы помочь успокоиться ребенку.

Для установления контакта с малышом и обеспечения его спокойствия потребуется помнить о нескольких важных моментах:

Для прекращения показательного выступления эффективными будут психологические техники:

Важно иногда отрезвлять малыша, чтобы он учился успокаиваться самостоятельно.

Профилактика истерик

Истерики перед сном и во время сна заслуживают отдельного внимания. Если перед сном они еще могут быть манипулятивными (чтобы не идти спать, например), то во время сна истерика свидетельствует о нарушениях в работе организма. Это могут быть нарушения в работе нервной системы, а также физиологические отклонения, о которых он сказать не может, но они беспокоят его болевыми ощущениями.

Чтобы не допустить ночные истерики у детей 2-х лет, важно не показывать перед сном мультиков с плохими, агрессивными героями, не переедать, не кушать много сладкого, не перевозбуждать малыша, активно с ним играя.

Когда среди ночи просыпается малыш с истерикой, лучшее средство успокоения буде прижимание его к себе и глоточек водички.

Предотвратить проявление истерического поведения можно:

  • соблюдая режим сна и отдыха;
  • обеспечивая качественный сон;
  • не допуская чрезмерных и ярких эмоций в течение дня;
  • общаясь с ребенком, в этом общении он учится выражать свои желания словами, понимать свои потребности и родителя;
  • пресекая начало истерики, договариваться с малышом, чтобы он понял, что его мнение учитывают, а его самого любят и понимают;
  • беречь психику ребенка от раздражающих факторов.

Родителям малышей, склонных к истерике, важно сдерживать свои эмоции, чтобы вовремя остановить назревающий эмоциональный всплеск маленького члена семьи.

Кризис двух лет

Большинство малышей около двух лет проходят через возраст "нет". Даже те дети, которых считали настоящими маленькими ангелочками, начинают больше напоминать упрямых осликов. Как же реагировать на подобные изменения в поведении ребенка? В каком случае нужно проявить твердость, а в каком лучше уступить?

Вы просите его надеть свитер, сесть за стол, прекратить исследование электрической розетки или вернуть погремушку восьмимесячному братику - с недетским упорством ваше чадо отклоняет любые просьбы и требования.

"На очередном "нет" я сломалась, мое терпение лопнуло - рассказывает Лариса, мама двухлетнего Филиппа. Я мечтала лишь о том моменте, когда он, наконец, ляжет спать, и я получу небольшую передышку".

С чем же связана потребность малыша проявлять упрямство? Около двух лет ребенок начинает осознавать свою целостность, как психологическую, так и физическую, он учиться контролировать свои естественные отправления и получает удовольствие от владения своим телом. В этот период он ощущает, что больше не составляет единое целое со своей мамой, что он совершенно отдельная личность. С помощью "нет" малыш раз за разом утверждает свое, совсем свежее чувство "отдельности". Чтобы психологически отделиться от родителей ребенок должен им противодействовать, оказывая сопротивление родительскому контролю, указаниям и просьбам. Только противопоставив себя родителям, он может ступить на путь индивидуализации. Конечно, порой с малышом бывает трудно поладить, но нужно помнить, что этот кризисный период предваряет новую веху в развитии. Поэтому важно понять, как помочь ребенку (а иногда и себе) пройти через кризис, не препятствуя развитию личности.

Обойти препятствие

Давай оденем носочки? Нет, не надо носков! Не стоит проявлять упрямство вслед за ребенком. Вы, безусловно, сможете его переупрямить, но на самом деле, подчинившись вам в этот раз, он не изменит свою позицию. Правда, если вы будете постоянно уступать, малыш может "выйти из берегов", превратившись в маленького тирана. Безусловно, маленькому ребенку важно проявить свою волю и почувствовать, что именно он управляет ситуацией, но не менее важно установить границы, чтобы он учился соизмерять свои желания с требованиями реальности. Чтобы с честью выходить из очередной конфликтной ситуации, в которую вас завело непримиримое упрямство малыша, вам необходимо стать мастером отвлекающих маневров и лирических отступлений. Например, предложите его пальчикам игру в прятки: не хотят ли они спрятаться в носочки, чтобы их никто не нашел? Привлеките его внимание к чему-то, что вызывает у него положительные эмоции: «Твой мишка пойдет с нами на прогулку? Ему, наверное, надо помочь собраться?» Иногда достаточно подождать пять минут, и вновь повторить свою просьбу. Внимание вашего ребенка будет сосредоточено уже на другом. Примените ту же стратегию, если малыш отказывается покинуть игровую площадку: «Кто быстрее добежит до угла вон того дома?» Это хороший способ переключить внимание ребенка на что-то более веселое, интересное или необычное. Когда упрямый малыш начинает слушаться, похвалите его, ведь для него это очевидное усилие.

Если Ваш ребенок не внимает просьбе сесть за стол или начать готовиться ко сну, если между Вашими уговорами и его согласием на действия проходит не менее четверти часа, успокойте себя тем, что это нормально в его возрасте. Маленькому ребенку достаточно трудно незамедлительно среагировать на вашу просьбу, особенно если он занят чем-то более интересным, чем пюре или дневной сон. Поставьте себя на его место. Возникнет ли у Вас желание прервать разговор с любимой подругой, ради того чтобы пойти мыть посуду? Вряд ли тот час же. Может быть, минут через десять. Для ребенка, так же как и для Вас, переключение с одной деятельности на другую происходит легче и не вызывает сопротивления, если он знает об этом заранее. "Потихоньку заканчивай игру, через пятнадцать минут мы будем обедать". Если Вы собираетесь в гости, объявите ему программу и добавьте какие-нибудь приятные подробности: «Мы пойдем к бабушке. Она очень хочет увидеться с тобой и угостить тебя блинчиками». Одевая малыша, расскажите ему, как Вы будете добираться, напомните про блинчики, спросите, сколько он сможет съесть: давай посчитаем, с медом или с вареньем? Он и не заметит, что уже полностью одет и готов к выходу.

Безусловно, существуют вещи, в отношении которых необходимо оставаться непоколебимой. Ребенок должен знать, что существуют запреты и правила, которые нельзя нарушать никогда. В основном они должны касаться безопасности и быть предельно ясными. Нельзя совать пальчики в розетку, залезать на подоконник или вырывать ручку из маминой руки посреди проезжей части. Когда Вы просите малыша убрать пальчики от розетки, он должен их убрать. И если он говорит «нет», спокойно отведите его ручки от заветной цели, здесь не может быть никаких компромиссов. Малыш наверняка постарается отстоять свои права криком и слезами, постарайтесь не противопоставлять свою позицию его, а успокоить и еще раз объяснить, с чем связан запрет.

Время от времени давайте малышу возможность сказать «нет», проявить волю и выразить свои желания. Ребенок должен знать, что это именно он что-то хочет или не хочет, и, принимая его "нет" Вы проявите уважение к его потребностям. Почему бы не позволить малышу проявить свободу выбора там, где это не угрожает его безопасности и здоровью? К тому же будет соблюдаться некоторый баланс между тем, что Вы можете ему разрешить, а что нет.

За столом: «Положить тебе цветную капусту?»
В момент выбора игры: «Хочешь поиграть с кубиками?»
Предлагая ему лишний стакан с напитком: «Хочешь еще сока?»
Поставив его перед выбором: «Какой свитер ты хочешь надеть красный или голубой?»
Предоставить выбор в проявлении чувств: «Хочешь поцеловать сестричку?»

Все родители хотят, чтобы их дети нормально развивались и не отставали от сверстников. Каждый возраст ребенка, в том числе и два года, имеет свои особенности физического, психоэмоционального и умственного развития. Убедиться, что кроха развивается в соответствии с возрастом, помогут знания того, что должен уметь ребенок в 2 года. Зная, как и чем занять кроху, взрослые могут помочь ему приобретать новые навыки и умения.

Зная особенности развития детишек разного возраста, проще помочь ребенку раскрыть свои способности

Физическое развитие ребенка 2-х лет

Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры – рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:

  • наследственность;
  • питание;
  • климатические условия;
  • физические нагрузки;
  • экология.

Делать какие-либо выводы об отставании или патологически быстром росте, о переборе или недоборе веса обязаны специалисты – в первую очередь, эндокринолог, основываясь на проведенных обследованиях. Самостоятельно диагноз никогда не ставится.

Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:

Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях – нарушением обмена веществ.

Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:

  • Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
  • Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
  • Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.


В возрасте двух лет ребенок еще сохраняет грудничковую пухлость и большой размер головы относительно туловища
  • Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
  • Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.

Двигательные навыки и координация движения

Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: ). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение – осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.

В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:

  • перешагивание через препятствия;
  • подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
  • бег на небольшие дистанции;
  • невысокие прыжки;
  • хождение по бревну или бордюру;
  • пинание мяча ногой;
  • повороты и хождение задом наперед.

Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.



Пока что детки не умеют хорошо владеть своим телом и часто падают

Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами – конечно, под чутким руководством взрослого.

Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:

  • мыть руки и лицо;
  • кушать жидкие блюда с помощью ложки;
  • ходить на горшок;
  • надевать и снимать некоторые вещи.

Психоэмоциональное и социальное развитие

Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.

С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.

В спокойной дружественной атмосфере ребенок будет расти психически и эмоционально уравновешенным, в то время как у постоянно ругающихся родителей, выплескивающих на кроху свой негатив, он станет нервным, беспокойным и капризным.

К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.



Двухлетки с удовольствием общаются с соседями по площадке и находят себе друзей

Кроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.

Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:

Мальчики Девочки
Оценивают взрослых, беря во внимание их стремление научить чему-то или поиграть вместе Оценивают взрослых, основываясь на их отношении к ним
Осознают то, что они не должны носить платья, им следует быть сильными и мужественными как папа Понимают, что они носят юбки, и будут в будущем похожи на мам
Проявляют большую активность и шустрость Являются более спокойными и уравновешенными
Неусидчивы, испытывают равнодушие к творчеству Более усидчивы, с лучше развитым воображением и речью
Свойственна самостоятельность во всем Требуют постоянного одобрения со стороны взрослых

Умственное и речевое развитие

В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:

  • различать 4-8 цветов (рекомендуем прочитать: );
  • уметь группировать предметы по цветам;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • различать свойства предметов – например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
  • знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.

На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова “кушать”, “падать”.

Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.

Если кроха еще не заговорил или говорит неправильно и с большим трудом, это не является отклонением в развитии. Нужно подождать еще около полугода.

Методы развития ребенка в 2 года

Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: ). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.



Заниматься развитием ребенка можно даже дома, если у мамы есть на это время

Упражнения для физического развития

Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:

  1. Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
  2. Урожай. Задача крохи – собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
  3. Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
  4. Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
  5. Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.


Зарядка необходима детишкам любого возраста, в том числе и двухлеткам

Упражнения на развитие мелкой моторики

Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:

  1. Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
  2. Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
  3. Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
  4. Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.

Развитие внимания и памяти

Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:

  • В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.


Прятки с игрушкой – отличное развлечение для малыша, развивающее его навыки
  • Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
  • Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
  • Пазлы.

Нюансы занятий с ребенком дома

Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:

  1. “Нет” перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
  2. Чередование активных и пассивных игр.
  3. Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
  4. Соответствие игр возрасту.
  5. Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
  6. “Нет” занятиям по принуждению.
  7. Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
  8. Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
  9. Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.

Что должен уметь ребенок в 2 года? Он умело управляет телом, благодаря достаточно развитой координации и равновесию, и это приносит ему радость. Двигательная активность в этом возрасте становится «топливом» для познания мира, развития интеллекта, психоэмоциональной сферы.

В 2 года малыш вполне самостоятелен и может себя обслужить в быту. К этому возрасту он умеет мыть руки, вытираться полотенцем, пить из чашки, не проливая жидкости, аккуратно есть, также пробует одеваться и раздеваться, надевать и снимать обувь. Все эти действия требуют контроля и помощи со стороны взрослых. Конечно, быстрее будет, если мама сама вымоет руки, покормит, оденет. Но психологи рекомендуют поддерживать инициативу маленьких детей при освоении повседневных навыков. Пусть будет потрачено больше времени, но малыш получит свой личный, бесценный опыт.

Оценка умений и навыков по «мюнхенской диагностике»

«Мюнхенская функциональная диагностика развития» - официальное международное исследование психомоторного развития детей до 3 лет. Эта работа вышла в свет в 1997 году в Мюнхене, но и сегодня не утратила своей актуальности. Книга пользуется популярностью у педагогов и врачей. В ней нет сложных медицинских и научных терминов, поэтому родители также могут изучать эту книгу и применять полученные знания на практике. Что должен уметь ребенок в два года согласно функциональной диагностике?

  • Умеет ходить на носочках без поддержки.
  • Может стоять на одной ноге несколько секунд.
  • Подпрыгивает на двух ногах, делает прыжки вперед и в сторону.
  • Поднимается на несколько ступеней, держась за опору.
  • Открывает двери, поворачивает ручку, может открыть засов.
  • Нанизывает крупные бусины на шнурок.
  • Рисует круги и спирали.
  • Может удерживать большим и указательным пальцем мелок.
  • Умеет закручивать и откручивать крышку флакона.
  • Строит башни из кубиков и выстраивает их в ряд.
  • Ловко бросает, пинает мяч.
  • Знает названия животных и геометрических фигур.
  • Сортирует предметы по величине и цвету.
  • Поет песенки, рассказывает стихи.
  • Вербально выражает требования, просьбы, отказ.
  • Произносит первые короткие предложения из двух, трех слов.
  • Знает основные части тела.
  • Разграничивает холодное и горячее, легкое и тяжелое, большое и маленькое.
  • Распознает животных, транспорт, игрушки на картинке.
  • Разграничивает движения: летит, едет, плывет.
  • Понимает пространственные предлоги и наречия: в/на, под/за, внутри/снаружи, рядом/позади.
  • Играет с ровесниками, осознает элементарные правила игры (например, очередность: один раз я, один раз - кто-то другой) и придерживается их.
  • Умеет проявлять сострадание - жалеет, гладит.
  • Выражает вербально эмоции, желания от 1-го лица («я»), может говорить о себе в 3-м лице, называя себя по имени (Саша хочет пить).

Двигательная активность

В психологии период от 1 до 3 лет называется «ходячим детством». Главный двигательный навык этого возраста - ходьба. Как усовершенствуется это умение? Что еще должен уметь малыш в 2 года, перемещаясь в пространстве?

  • Ходьба. Малыш перемещается быстро и довольно уверенно. Он способен резко останавливаться и менять направление. Умеет двигаться задом и боком. Также с ходьбой сочетаются другие виды движения: ребенок может наклониться, присесть, повернуть голову или корпус, встать на цыпочки, поднять руки, держать предмет в руках во время движения. Походка малыша совершенствуется: он уже не делает широкие и неуклюжие шаги, руки опускает вниз, не раскачивается из стороны в сторону, ноги ставит прямо.
  • Прыжки и бег. Эти навыки только формируются. Ребенок в этом возрасте легко теряет равновесие из-за непропорциональности в теле (центр тяжести у него смещен вверх). Также можно заметить, что малышу при беге трудно изменить траекторию и остановиться. При быстром беге ребенок часто падает, спотыкается.
  • Ползание и подъем по ступеням. На детских площадках излюбленным местом для игры становятся лестницы. «Ходячие дети» любят преодолевать препятствия и покорять вершины. Нужно всячески поощрять эти двигательные навыки. По ступеням ребенок может не только подниматься, но и спускаться. Правда, его нужно подстраховывать, особенно на спуске.
  • Езда на трехколесном велосипеде. Крутить педали в 2 года - серьезное достижение, которое требует мышечной силы и координации. Обычно этим навыком дети овладевают к 2,5-3 годам.

Дети в 2 года получают огромное удовольствие от движения. Как правило, малышей этого возраста не нужно мотивировать к двигательной активности. Нельзя подавлять их желание бегать, прыгать, ходить. Можно заметить, что малыши лучше управляют руками и ладонями. А вот ноги и стопы не хотят «покоряться» столь быстро.

Совершенствование мелкой моторики

Мелкая (тонкая) моторика - движения кистей рук и пальцев. Мелкая моторика важна для развития интеллектуальной, мыслительной деятельности. В этом возрасте уже явно определяется рабочая рука, в большинстве случаев - правая. Все движения правой рукой у малыша получаются более точными и ловкими. Но рекомендуется нагружать и развивать обе руки, при этом не переучивать левшу. При манипуляциях с предметами дети этого возраста могут уже оценить их вес. Иногда эта оценка бывает ошибочной: все большие предметы кажутся им тяжелыми, а маленькие - легкими. У двухлетнего ребенка отлично развит «щипцовый захват» - способность брать небольшие предметы указательным и большим пальцем. В этом возрасте малышу уже интересны игры-шнуровки, нанизывание предметов, рисование и лепка, пальчиковые игры. Подробнее о мелкой моторике и развитии ребенка в 2 года читайте в другой нашей статье.

Есть ли разница в психомоторном развитии мальчика и девочки

Двухлетний мальчик и девочка могут отличаться по росту и весу. Масса тела у мальчиков примерно составляет - от 12 до 13,5 кг, а у девочек - от 11,5 до 13 кг. Средний рост двухлетних мальчиков - от 84 до 89 см, а девочек - от 83 до 87,5 см. Мышечной массы у мальчиков больше, они заметно крепчают по сравнению с девочками. Также можно уже наблюдать некоторые гендерные различия в поведении: мальчики более активны и подвижны, девочек занимает мелкая моторика, в их движениях больше осторожности. Но на тип поведения в большей степени влияет темперамент, воспитание, гены, нежели пол.

Подробнее о формировании навыков личной гигиены

Гигиенические навыки ребенка в 2 года формируются при педагогических усилиях.
К чему нужно приучать малыша?

  • Мыть руки с мылом.
  • Умывать лицо.
  • Чистить зубы.
  • Принимать душ.

Болезненная для многих родителей тема - приучение к горшку. Естественным путем этот навык формируется с 18 по 28 месяцев. При этом управлять кишечником дети учатся гораздо раньше, чем мочевым пузырем. Легче контролировать мочевой пузырь в период бодрствования, чем во сне. В 2 года дети чаще всего остаются сухими на протяжении дня, а ночью спят в подгузнике. Какие рекомендации дают психологи, когда у малыша формируется навык управления мочевым пузырем?

  • Не наказывать детей, не ругать, не стыдить за «мокрое дело».
  • Не оставлять без реакции, но и не слишком акцентировать внимание малыша на проблеме.
  • Ребенок должен осознавать, что мокрые штаны - это неуютно и некомфортно, а взрослые ходят в туалет на унитаз.
  • Если малыш проявляет желание сесть на горшок, нужно за это хвалить.
  • Любая попытка малыша проконтролировать мочеиспускание (пусть и неудачная) также должна приветствоваться.

Психологи утверждают: чем больше напряжения и тревоги у родителей по поводу «мокрой темы», тем дольше дети писают в штаны. Важно оставаться уравновешенным и принять ситуацию. Ведь если двухлетний малыш писает в штаны - это не отклонение от нормы. У кого-то этот навык формируется быстро и рано, а кому-то требуется больше времени.

Знакомство с окружающим миром таит в себе много опасностей для здоровья и жизни. В первую очередь нужно учить малыша пониманию личной безопасности. В этом возрасте должен быть категоричный и понятный ребенку перечень запретов. Электропровода, острые, мелкие, тяжелые, горячие предметы, лекарства, моющие средства, косметика, движущийся транспорт, высокие лестницы, бездомные животные - все это потенциальное опасности, о которых нельзя забывать.

Восприятие мира

Познание и восприятие мира происходит при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. У кого-то из детей сильнее работает зрительный канал, у кого-то - слуховой, у кого-то тактильный.

  • Зрение. Дети этого возраста хорошо владеют зрительной координацией и могут наблюдать за перемещением предметов вблизи и вдали. Также в 2 года дети умеют отличать горизонтальные и вертикальные линии. Зрительное восприятие становится одним из ведущих в этот период. Мир - это то, что двигается, меняется, имеет разные формы, цвет, размеры. В этом возрасте дети пока не способны одновременно видеть целый образ и отдельные его части. Например, если ребенок окажется в толпе, ему трудно будет среди множества лиц быстро найти лицо родного человека.
  • Слух. Дети чутко реагируют на интонации голоса. Именно слух дает возможность постигать родную речь с первых дней жизни. Если у малыша есть какие-то проблемы со слухом, это может негативно отразиться на его речевом, психическом развитии.
  • Тактильные ощущения. Всем малышам приятно, когда их гладят. Тактильный контакт с родными людьми в этом возрасте крайне важен. Он дает чувство защищенности и безусловной любви. Тактильная чувствительность пальчиков и ладоней также полезна для интеллектуального развития ребенка. Малыш сравнивает предметы, дотрагиваясь к ним, и различает: холодное, горячее, теплое, мягкое, твердое, шершавое, колючее. Также он уже может вербализовать свои ощущения, когда исследует разные предметы.
  • Вкус и обоняние. Этим двум органам чувств почему-то придается меньшее значение в процессе познания мира по сравнению со зрением, слухом, осязанием. Хотя влияние вкуса и обоняния на восприятие также важно и часто зависит от культурных традиций страны или отдельно взятой семьи. Во Франции, например, развитие вкусовых и обонятельных рецепторов считается важной ступенькой в психоэмоциональном развитии младенцев. О питании ребенка в 2 года и приобщении к гастрономической культуре читайте в другой нашей статье.
  • Эксперименты с окружающим миром. Когда малыш начинает уверенно ходить, у него освобождаются руки. Ведь раньше ему приходилось задействовать их, чтобы держаться и не падать. Теперь руки свободны и готовы брать все, что попадется на пути. Руками можно хватать, бросать, лепить, есть, рисовать, открывать, закрывать, откручивать и еще совершать много других полезных и творческих действий.

Чем больше информации о мире малыш получает из разных источников, тем активнее и успешнее развиваются его интеллектуальные способности. Малышу очень важно получать ощущения, чувства, эмоции. Они стимулируют познавательную активность и осознание собственного «я».

Речевое развитие ребенка в 2 года

В 2 года малыш умеет не только произносить отдельные слова, но и говорит первые простые предложения. Какие особенности развития речи в этом возрасте?

  • Значительно увеличивается пассивный словарный запас.
  • Характерен краткий «телеграфный стиль» в высказываниях: нет падежных форм и предлогов, чаще употребляется существительное и глагол.
  • Дети могут давать названия группам предметов.
  • Перекручивание слов, употребление неправильных синтаксических конструкций.
  • 50% слов активного запаса - имена существительные.
  • Около 15% слов - глаголы и специфические детские слова, описывающие действие.
  • Прилагательных в лексике малыша немного - около 10%, детям пока трудно описывать признаки предмета.
  • Появляются функциональные вопросительные слова: что? кто? где? (время «почему» пока еще не наступило).
  • Часто встречаются слова, выражающие личное, социальное отношение: «дай», «хочу», «да», «нет», «не буду», «сам», «пожалуйста», «спасибо».
  • Речь сопровождается мимикой и жестами.
  • К 2 годам у детей насчитывается около 200 слов в лексиконе.
  • Понимают дети в этом возрасте гораздо больше, чем могут сказать.

Языковая среда стимулирует речевое развитие двухлетнего малыша. Общение, чтение книг, слушание песен и аудиосказок помогают ребенку освоить богатство родного языка.

Что может ребенок в 2 года? В первую очередь малыш стремится проявить свою самостоятельность в повседневных навыках: умывается, одевается, ест, пьет, играет, садится на горшок. Главное достижение в крупной моторике - уверенная ходьба, прыжки, спуск и подъем по ступеням, стояние на одной ноге. Также совершенствуется мелкая моторика, богаче становится восприятие мира, речь приобретает коммуникативную функцию.

Распечатать



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта